На ком экономим ?

 

 

В стране кризис - надо экономить. Это мы слышим ежедневно едва ли не из каждого угла. И вот затягиваем пояса, не покупаем даже самое необходимое, понимаем - непростые времена настали. Только вот на всем ли можно экономить? Жителям Федотовской и окрестных деревень предложили сэкономить бюджетные деньги за счет их детей...

 

В МЕСТНОЙ забелинской школе 28 января собрались возмущенные родители - по деревне поползли слухи, что с 1 сентября учеников среднего звена будут возить на уроки в шипицынскую школу. А это около 30 километров в пути ежедневно в одну сторону. И, как оказалось, дыма без огня не бывает. Разумеется, никакого решения по этому поводу не принималось, пока.

Как пояснила заведующая структурным подразделением шипицынской школы (а именно такой статус носит забелинская школа в последние несколько лет) Светлана Боброва, 15 января состоялось совещание в районном отделе образования, на котором директору шипицынской школы Елене Селяковой и ей, как заведующей, было рекомендовано рассмотреть вопрос о подвозе с 1 сентября 2015 года учащихся среднего звена (с 5 по 9-й классы) в поселок Шипицыно. Речь идет о 29 школьниках, всего же, считая учеников 10 и 11 классов (которые и так обучаются в Шипицыне), возить предполагается 34 ребенка.

Причина появления такой рекомендации - недофинансирование шипицынской школы в объеме 4,6 миллионов рублей (всего по району не хватает порядка 20 миллионов).

- Какое решение примет Елена Витальевна, на сегодня неизвестно, - сказала Светлана Анатольевна, - точная информация будет в конце марта. Мне бы хотелось, чтобы заранее панику не поднимали.

Попыталась прояснить ситуацию и заместитель заведующего районным отделом образования Марина Иванова:

- Ситуация в бюджете этого года складывается сложная. Обслуживать здания мы можем девять месяцев, потом денег не будет. Учителя могут не получить зарплату в ноябре и декабре 2015 года. И такая ситуация будет и в последующем - детей все меньше, а финансирование выделяется на конкретного ребенка. Конечно, в подвозе есть минус, но учеба детей в полноценном классе даст им возможность лучше адаптироваться в последующем, когда они будут вынуждены уехать из дома. И чем раньше этот отрыв произойдет, тем легче будет привыкать к новой обстановке.

Родители с такой позицией категорически не согласны. Так, они не понимают - во сколько детям придется вставать по утрам, чтобы успевать к началу занятий. Не ясно им и то, чем будут дети заниматься в ожидании автобуса в Шипицыне (ведь у одних классов уроки заканчиваются в районе обеда, а у других ближе к вечеру). Конечно, в Шипицыне много кружков и школа искусств есть, но мамы и папы не уверены, что, оставшись без надзора, дети самостоятельно пойдут на дополнительные занятия, а не будут бесцельно шататься по поселку. Кстати, на дополнительные занятия в родной деревне, в связи с тем, что дети будут поздно приезжать домой, рассчитывать уже не приходится - уроки бы успеть выучить. Возить детей придётся по областной трассе с довольно интенсивным движением, и как бы родители ни доверяли школьному водителю, другим участникам движения они доверять не могут. Еще одна претензия - в автобусе, каким бы он хорошим ни был, зимой все равно прохладно. Возникает вопрос и с питанием: одних школьных обедов явно недостаточно, еще неизвестно, успеют ли дети позавтракать, торопясь на автобус. Некоторые школьники просто не переносят длительных поездок по состоянию здоровья - и для них учеба станет ежедневной пыткой.

 

НА ВСЕ эти минусы только один плюс (и тот сомнительный): возможность учиться в полноценной школе. Ведь выпускались же как-то до этого дети из малокомплектных классов (по 5-8 человек) и поступали в училища, техникумы, вузы не только в своем регионе, но и далеко за пределами Архангельской области. При этом прекрасно адаптировались и социализировались в больших коллективах.

Кстати, родители перед собранием спросили детей, хотят ли они учиться в Шипицыне, и все дети категорически высказались против.

Ничего хорошего не предвидится и для учителей забелинской школы. Останутся два педагога начальных классов, может быть, кто-то будет трудоустроен в Шипицыне, остальных сократят. Останется без работы и технический персонал.

Но о себе педагоги молчат, тоже о детях беспокоятся. Здесь, в маленьких классах, к каждому ребенку внимание повышенное, и даже не очень сильные ученики достойно усваивают учебный материал. К тому же именно в родной школе им прививают любовь к своей деревне, к памяти предков (они ходят в походы, к местному обелиску, к другим памятным местам). Так остается хоть какой-то шанс, что, получив аттестат, они не бросят малую родину навсегда и когда-нибудь вернутся сюда.

 

ЕСТЬ ли право закрывать школу у чиновников? Нет. Но формально речь и не идет о закрытии. Как таковой забелинской школы не существует - она филиал шипицынской.

А, стало быть, решение разных организационных вопросов (в том числе и по подвозу детей) лежит не на районных властях (как если бы организацию пришлось ликвидировать), а на директоре шипицынской школы. И чиновники здесь будут не причем.

Если бы речь шла о закрытии, для начала властям пришлось бы собрать общедеревенский сход - ведь только все жители деревни единодушно могут приять такое решение. Но закрывать нечего - самостоятельной школы (юридического лица) давно нет, а значит, и сход не нужен.

Как так получилось, что местная школа потеряла самостоятельность? Опять же из целесообразности распределения средств. На городскую школу (а к таким относится и шипицынская) финансирование идет по нормативам наполняемости классов, на каждого ученика. И, по большому счету, тех, кто распределяет образовательную субвенцию, мало волнует, что в рабочих поселках детей не хватает. А вот малокомплектная деревенская школа оказывается в более выгодном положении: даже если там останется один-два ребенка, учителя будут получать зарплату, детей будут кормить, а школу будут снабжать методическими пособиями и необходимым техническим оснащением. После присоединения к более крупной школе правила меняются. Это уже одно учреждение, и финансирование идет общее.

Нужно сказать, что структурным подразделением школы является и местный садик. Его было присоединять выгодно: как самостоятельное учреждение он полностью финансировался из районного бюджета, а как структурное подразделение школы начал получать субвенцию из области. То есть в одном большом котелке денег до сих пор на всех хватало, но вот теперь встал вопрос, за счет кого сэкономить, и крайней оказалась забелинская школа.

 

СОМНИТЕЛЬНОЙ кажется и экономия, которая видится инициаторам перевода детей в Шипицыно. Ну, на зарплатах сокращенных учителей, может быть, и выйдет экономия, хотя им придется полгода выплачивать компенсацию в размере среднего заработка. Причем закон исключения для пенсионеров не делает. Ну, удастся немного увеличить финансирование на каждый конкретный класс - детей станет больше, будет соблюдаться норматив наполняемости класса.

Но будет ли экономия по другим статьям расходов? Так, явно вырастут затраты на горюче-смазочные материалы. В один автобус 34 ребенка не поместятся, а, значит, придется пускать еще и микроавтобус. Ежедневно оба транспортных средства будут преодолевать больше 60 километров. Плюс расходы на запчасти и ремонт. Да и хватит ли бензина на такие ежедневные поездки? Как сообщили работники школы на собрании, сейчас водитель зачастую приобретает топливо на собственные средства. И это при том, что детей подвозят только из близлежащих деревень.

В каждом автобусе должно быть по два сопровождающих взрослых, независимо от того, одна или две посадочных площадки в транспортном средстве. Плюс, как верно заметил депутат районного Собрания Александр Дедков, всегда в полной готовности должен стоять запасной автобус, на случай, если в пути произойдет поломка. А стоимость нового автобуса - порядка двух миллионов рублей.

Не намного сократятся и затраты по содержанию школьного здания - начальная школа никуда не денется, и, значит, помещения нужно будет отапливать, освещать, мыть и ремонтировать. Правда, сюда планируется перевести детский сад - и его помещения содержать уже не нужно будет. Но сделать это можно было и не отправляя среднее звено школьников в Шипицыно, школа в Федотовской огромная - места всем хватило бы.

 

ДАЖЕ если такое решение будет принято, родители намерены обращаться в надзорные органы по нарушениям закона. Если обратиться к СанПиНам, то время следования в пути до школы на специальном транспорте не должно превышать 30 минут в одну сторону. Только от Федотовской до Шипицына автобус едет ровно полчаса, и это рейсовый, которому разрешается двигаться со скоростью до 90 километров в час. Школьный автобус может ехать не быстрее 60 км/ч, соблюдая ограничения в населенных пунктах и на опасных участках. А ему еще нужно объехать близлежащие деревни, чтобы собрать учеников.

Не удастся соблюсти и другие требования. Так, перед рейсом водитель обязан пройти медицинский осмотр, инструктаж по охране труда. Он должен лично убедиться в технической исправности автобуса, в правильности оформления путевого листа, в наличии необходимых комплектующих (например, огнетушителей), проверить исправность ремней безопасности и так далее. После рейса надо снова пройти медосмотр, провести техническое обслуживание автобуса, устранить все выявленные недостатки, сообщить руководителю образовательного учреждения о готовности к следующему рейсу. Кто-то скажет, что это формальность. Да. До первого происшествия.

А теперь представим, что водитель все соблюдает точно, как предписано. Во сколько он должен будет встать, чтобы пройти все эти процедуры, объехать все деревни, собрать учеников и доставить их к 8 утра на первый урок в школу? А ведь водителю запрещено выезжать в рейс в утомленном состоянии.

Кстати, запрещено перевозить детей в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости. То есть, на улице туман - в школу не идем. Зимой утром темно - прогуливаем первые уроки, вечером - последние.

Такие ситуации, кстати, учтены санитарными правилами. В этом случае рекомендовано для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении. Может, на открытие интерната в Котласском районе есть средства? Или хотя бы подходящее помещение в шипицынской школе есть? Нет ни того, ни другого. В Шипицыне из-за закрытия здания начальной школы дети и так вынуждены учиться в две смены, так что и об интернате речь идти не может.

 

ДА, СЕЙЧАС окончательного решения еще нет. Но если представить худший вариант, когда детей переводят в Шипицыно, не надо быть великим предсказателем, чтобы понять дальнейшее развитие событий. Закрытие школы - смерть деревни. И это не красивые слова. Таких примеров хоть отбавляй. Как только детей начнут возить в Шипицыно, родители, чтобы не мучить своих чад, постараются уехать, причем не в соседний поселок, а сразу в Котлас, где и работы больше, и для детей возможностей. Так поступят все, у кого есть хоть какие-то средства, потому что держаться в родной деревне по большому счету не за что. Потом подтянутся и те родители, чьи детишки сейчас только посещают детский сад и начальные классы. Останутся лишь самые обездоленные, у кого выхода нет. Из-за сокращения населения в той же Федотовской из трех магазинов останется, дай Бог, один. Клуб, может, и не сразу закроют, но уж сократят по полной программе. А там и медпункт на очереди. Финал известен - большая деревня, центральная усадьба некогда крупного совхоза, превратится в пустынное обиталище стариков и тех, кому уже ничего в жизни не надо. А детские голоса здесь будут звучать только летом, с приездом дачников. Кстати, каждый уехавший трудоспособный человек заберет с собой и налоги, которые отчисляются с заработной платы в районный бюджет. А ведь уже начинало казаться, что жизнь налаживается. В последние годы жители окрестных деревень активно строят новые дома. Стали возвращаться те, кто некогда уехал в города. Может, со временем и работа появилась бы... Так зачем рушить остатки социальной инфраструктуры, которая удерживает людей на селе?

 

ИСТОРИЯ школы насчитывает более 100 лет. Бывали времена, когда ученики ходили из окрестных деревень пешком, ездили на грузовой машине, жили в интернате при школе. Она выжила и в сложные 1990-е, когда учителя не получали зарплату, а учеников не на что было кормить. Когда волевым решением коллектива детей перевели из аварийного старинного здания в новое, но не до конца готовое к эксплуатации. Пережила и разморозку системы отопления, когда детей учили в красном уголке совхозного гаража и по квартирам. Но никогда не возникало даже мысли — закрыть школу.

 

 

Екатерина ПОСЕЛЬСКАЯ,

"Двинская правда", 6 февраля 2015 года.

 

Вопрос: а выгоден ли самому Шипицыну статус городского поселения?

 


 

 

Вернуться на главную страницу сайта.

 


 

© Идея и дизайн сайта - Барсуков Анатолий.

При использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно"  и авторов работ обязательна.