З а п а н ь Ш И П И Ц Ы Н О (историческая справка для вечера встречи ветеранов запани и ремонтно-механического завода в Шипицынском ДК 21 апреля 2019 года)
До начала строительства в прилегающем к ней полое
сплоточно-сортировочной базы деревня Шипицыно была малоизвестной деревенькой
на почтовом тракте «Вологда – Архангельск». Население в основном занималось
крестьянским трудом и извозом. Выступая в декабре 1921 года на Восьмом Всероссийском
съезде Советов, лидер партии большевиков и председатель Совета народных
комиссаров В.И. Ленин сказал: «Одна электрификация ... будет стоить свыше
миллиарда рублей золотом. Покрыть нашим золотым фондом мы этого не можем
..., а покрыть надо. И здесь нет объекта более удобного для нас
экономически, чем леса на дальнем севере, которые мы имеем в невероятном
количестве, они там гниют, пропадают... Между тем лес на международном рынке
представляет гигантскую ценность...». В масштабе всей страны были проведены организационные
мероприятия, в результате которых в числе прочего в 1922 году была
образована Котласская сплавная контора, а через несколько лет напротив
Котласа в находящемся в стороне от судового хода Шипицынском полое, верхняя
часть которого носила название «Щербениха», была сформирована
сплоточно-сортировочная база, или «запань», вскоре ставшая одной из
крупнейших в Северном бассейне. На левом берегу полоя в сторону деревни
Шипицыно началось строительство береговой инфраструктуры структурного
подразделения сплавконторы – запани Шипицыно. Лес в район Котласа из леспромхозов в бассейнах
расположенных выше города рек Сухона, Юг, Малая Северная Двина, Вычегда
доставлялся главным образом молевым сплавом, то есть расположенные в районе
притоков указанных рек лесозаготовительные организации весной сбрасывали
заготовленные бревна в воду, их половодьем выносило из малых рек в указанные
более крупные реки и течением несло в сторону Котласа. На Малой Северной Двине у деревни Вондокурье у захода в
Шипицынский полой стоял наплавной бон, направлявший бревна в полой, где
предварительно сооружалась так называемая «запань» – длинная конструкция из
сцепленных друг с другом бонов, крепившихся тросами или к берегу, или к
якорям. Образовывался «крюк», удерживавший набивавшиеся в полой бревна.
Такое скопление бревен, порой набивавшихся до самого дна, объемом в
несколько сотен тысяч кубометров, называлось «пыж». В середине «крюка»
делали проем, поступление к которому брёвен уже регулировалось. За ним из
бонов делалась целая система коридоров для сортировки бревен, так называемая
сплоточно-сортировочная сетка. Здесь бревна собирались в пучки, из пучков
делали плоты для дальнейшей доставки леса к потребителям (лесозаводам,
целлюлозно-бумажным комбинатам, лесоперевалочным базам). Первоначально
пучки делали вручную, накатывая бревна друг на друга в
два-три ряда и связывая ряды между собой. И плоты отправляли к Архангельску
самосплавом. Были они небольшими, сопровождались бригадой сплавщиков. В
дальнейшем плоты стали водить буксирные пароходы Северного речного
пароходства (СРП), один из них – «Павлин Виноградов», первым начавший водить
в Архангельск большегрузные плоты. Ещё в 1920 году работавший на реке Кубине (ныне
Вологодской области) сплавщик Николай Дормидонтович Снетков предложил ручной
воротовой станок для сплотки леса в пучки, в разы увеличивавший
производительность труда. В 1930 году Снетков перешел работать в Котласскую
сплавконтору в запань Шипицыно, проработал здесь мастером-рационализатором
до 1957 года, внедрив ряд ценных изобретений в области сплава леса, за что в
числе помимо других поощрений был награжден орденами Ленина, «Знак Почёта».
В его честь была названа улица, на которой он жил: «Улица Снеткова». В 1931 году ручной воротовой станок системы Снеткова был
впервые применён в промышленной сплотке, причём именно в запани Шипицыно.
Его применение привело к огромной экономии рабочей силы и денежных средств. В дальнейшем станки Снеткова были усовершенствованы,
механизированы, ручной ворот заменён лебедками, деревянные боны –
металлическими понтонами, ручная сила – двигателями внутреннего сгорания или
электромоторами. Ручной труд быстро вытеснялся
механизмами. вместо простых лодок все чаще применяли катера, пароходы.
Механизация сплава и речных перевозок повлекли за собой необходимость в
техническом обслуживании и ремонте сплавного оборудования и флота.
В 1930 году в Шипицыне при запани
возникло второе промышленное предприятие сплавной конторы – затон Шипицыно.
До 1938 года начальником запани был
Арсений Алексеевич Кашин. Во время войны и сразу после неё
одной из лучших бригад запани на механической сплотке древесины была бригада
Зои Никифоровны Кудриной. В тот
же период успешно руководила бригадой сплотчиков
Валентина Андреевна Шахова. С 1950 года она два раза подряд
избиралась депутатом областного Совета депутатов трудящихся. В последующие годы на сплотке
древесины и формировке и переформировке плотов отмечали ударную работу
бригад
Валентины Матвеевны Петуховой,
Андрея Федоровича Кудрина,
Павла
Лаврентьевича Сизюхина
(награжден орденом Трудового Красного Знамени),
Николая Степановича Кириенко
(награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени,
бронзовой медалью ВДНХ и др.),
Константина Александровича Черкасова (награжден в 1957 году орденом
Ленина). В 1980 годах в районной печати отмечали ударную работу на сплотке
бригад А.И. Борзенко, М.Ф.
Раздобурдина, Валерия Павловича
Шубина, на формировке – бригады
Василия Исааковича Лобача, формировщика
Никифора Александровича Жука
(присвоено звание «Почетный работник промышленности Котласского района»).
Фотографии передовиков производства неоднократно
размещались на Доске почета поселка. Из полученных в ходе сплотки пучков
бревен в так называемых оплотниках
(это сцепленные между собой концами брёвна) формировались секции будущего
плота. Первичная формировка производилась в полое у его правого берега.
Поэтому это место называлось лесостоянкой. Здесь же на левом берегу полоя в
районе улицы Набережной в период активного функционирования запани
находились двухэтажная контора для мастеров, диспетчера
и счётчиков, такелажный склад, угольный склад,
кузнечный цех, тарный цех, цех по изготовлению лодок, пилорама, столярный
цех, столовая сплавщиков, овощехранилище ОРСа сплавконторы. Именно поэтому с
декабря 2018 года с целью сохранить память о работниках организации, давшей
поселению новую жизнь, эта улица по решению Совета депутатов стала
называться «Улица Набережная сплавщиков». В дальнейшем секции с пучками леса из полоя
отбуксировывались для формировки в большие плоты на рейд под деревню
Усть-Курья. Здесь же проводилась и переформировка поступающих из рек Вычегда
и Малая Северная Двина небольших плотов в большегрузные плоты (4-6 плотов
соединялись в один), которые отправлялись потребителям дальше в Архангельск. Для выполнения буксировочных и иных
транспортных работ на реке Котласская сплавконтора имела самоходный и
несамоходный флот, базировавшийся в запани Шипицыно. В 1930-е годы это были катера с двигателями
Болиндера, ХТЗ, ЧТЗ, дополнительно к ним в 1940-е годы по репарации из
Финляндии поступили винтовые пароходы, названные «Сибиряк», «Нарым», «Лему».
Наиболее распространенными с 1950-х
годов были буксирные теплоходы
проекта Т-63, К-21 «Костромич», РБТ (речной буксирный
теплоход), агрегат Т-117 для разбора пыжей, патрульные катера ПС-5, КС-100 с
водометными движителями. Были, конечно, и другие суда, к примеру, самоходные
баржи, предназначенные для перевозки людей, такелажа, других грузов. Большим недостатком в работе запани
была сезонность. Если с мая по октябрь с учетом текучести численность
работников в запани доходила до 1500 человек, то в межнавигационный период
штат сокращался до 250-300 человек. Для обслуживания механизмов, флота нужны
были
квалификацированные работники, то
есть надо было снижать текучесть кадров. С целью сохранения постоянного кадра
запани и обеспечения занятости в межнавигационный период
с 1955 года сплавконторой была организована
зимняя заготовка и сплотка древесины. Первые делянки отводились в районе
деревни Манылово и бывшей колонии Желдорлага. Валка леса сначала производилась электропилами, но около
1960 года перешли на более удобные бензопилы «Дружба», позднее – на более
мощные «Урал». Первоначально трелёвка бревен от корня к месту штабелевки
производилась лошадьми, для чего в лесу организовывался так называемый
«обоз»: конюшня, стога сена. Года три вывозили лес на нижний склад на санях
тракторами С-80. С 1958 года вывозка леса стала производиться автомашинами,
сначала сортиментами, в дальнейшем – в хлыстах. Около 1960 года в делянки стали поступать и трелевочные
трактора КТ-12 и ТДТ-40, а с начала 1970-х и более современные и удобные
ТДТ-55. Первые лесовозы были на базе автомобилей ЗИЛ-150, с
середины 1960-х годов для вывозки использовались автомашины ЗИЛ-157, потом
ЗИЛ-131, УРАЛы, позднее МАЗы. Возили в две смены. Нижний склад размещался на площадке на окраине поселка
Шипицыно на угоре между территорией судоверфи и деревней Береговая Горка.
Плот формировался за полоем в затапливаемой весной ложбине. В 1950-е годы
бревна за полой возили на санях лошадьми, пучки делали вручную. Когда лес начали вывозить хлыстами, на нижнем складе
оборудовались эстакады для разделки хлыстов. В начале 1960-х годов для перевозки сортиментов с нижнего
склада за полой стали использовать трелевочные трактора, с их помощью
изготавливали и пучки. В 1980-е годы для этих целей стали
применяться сплоточные агрегаты на базе тракторов Т-4, которые из карманов
эстакад сразу
забирали на свои металлические сани пучок брёвен
объёмом 25-30 кубометров и везли его на плотбище, сразу укладывая на место. Весной полая вода поднимала лежащий на земле плот,
подготовленные к этому времени буксиры отводили его или на глубокое место на
доформировку или сразу потребителю. Первоначально на улице Набережной, а с начала 1960-х годов
на окраине нижнего склада у запани был цех по изготовлению тарной дощечки. Контора запани с момента образования организации и до ее
ликвидации в 1996 году постоянно размещалась в специально выстроенном здании
на перекрестке улиц Ломоносова и Советской. В первые годы с момента
образования затона в этом же здании размещалась и контора затона. На заготовке древесины в лесу ударно
трудилась укрупненная бригада Валерия Павловича Шубина, а в декабре 1977 года она была признана
лучшей по объединению «Двиносплав». Тогда же лучшей по объединению «Двиносплав»
была признана бригада шоферов на вывозке леса
Николая Павловича Стрекаловского. На разделке древесины на нижнем
складе отмечалась ударная работа
Александра Борисовича Ершова,
награжденного в 1982 году нагрудным знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI
пятилетки» второй степени. Ему же в 1985 году был вручён орден Трудовой
Славы III степени. Он неоднократно становился победителем соцсоревнования,
являлся ударником коммунистического труда. В период навигации трудился
капитаном катера КС-100. На флоте также неоднократно отмечалась образцовая работа капитана-механика Василия Ивановича Онегина (РБТ «Двиносплав № 293»), Анатолия Васильевича Евтюкова (РБТ «Двиносплав № 297»)… Список можно продолжать и продолжать. 36 лет отдал работе в запани
Зосима Николаевич Сватковский. Он
же за весь период её существования дольше всех отработал её начальником – 16
лет. В 1966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1974
году – орденом «Знак Почёта». Имел звание «Почётный работник промышленности
Котласского района». Вышел на пенсию в 1978 году. Период его руководства
самой крупной в поселке организацией – запанью совпал с наиболее
продуктивной её работой, расширением производства, увеличением мощностей,
совершенствованием технологий, успехами в социальной сфере, активным
участием предприятия в жизни поселения, улучшением жизни работников
организации и их семей. Активными участниками общественной
жизни поселка всегда были клуб, позднее – Дома культуры. Сватковский
возглавлял правление клуба. В бытность его начальником запани были построены
новое здание Дома культуры, новая столовая, новая кирпичная школа. С внедрением в запани лесозаготовки и зимней сплотки
постепенно ликвидировались общежития, строились капитальные дома для
постоянного проживания, в первую очередь по улице Советской. Целый квартал
4-квартирных домов запань выстроила на улице Садовой, начала строить
благоустроенные дома на улицах Заводской (ныне Кожина), Западной. В связи с ликвидацией молевого сплава
в запани прекратилась летняя сплотка древесины, и в 1987 году предприятие
было переименовано в Шипицынский рейд, сократилось производство. В
результате дальнейших так называемой «перестройки», реорганизации
политической системы страны, развала Советского Союза и экономики страны
лесную отрасль постигла печальная участь многих
других отраслей. В итоге в 1996 году Шипицынский рейд был ликвидирован, его
имущество большей частью передано вновь образованным жилищно-коммунальным
предприятиям, остальное распродано. |
Справку подготовил А.В. БАРСУКОВ
-- Более подробная информация – в книге Анатолия Барсукова «По шипицынской стороне (очерки истории)».
2-е изд. Котлас: (б. и.), 2018. – 552 с: ил. ( по запани страницы 131-216).
Алфавитный указатель лиц, упомянутых в книге, можно посмотреть здесь.
-- На видеохостинге "YouTube" можно посмотреть фильм "Запань Шипицыно: страницы истории"
Вернуться на главную страницу сайта.
© Идея и дизайн сайта - Барсуков Анатолий.
При использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно" и авторов работ обязательна.