ЗАТОН → РМЗ (историческая справка для вечера встречи ветеранов запани и ремонтно-механического завода РМЗ в Шипицынском ДК 21 апреля 2019 года)
Затон Шипицыно был организован в 1930 году при запани Шипицыно Котласской сплавной конторы (СПК) треста «Котласлес». В январе 1935 года затон был передан из подчинения запани в непосредственное подчинение Котласской сплавной конторе. В марте 1940 года затон был выделен из подчинения Котласской СПК и реорганизован в «Центральные ремонтные мастерские и затон Шипицыно» с непосредственным подчинением государственному лесосплавному тресту «Котлассплав». 19 января 1943 года затон и центральные ремонтные мастерские перешли в подчинение государственному лесосплавному тресту «Двиносплав» и стали именоваться «Затон и центральные ремонтные механические мастерские». Первоначально в 1930-х годах в затоне имелся механический цех в здании типа сарая, в котором стояли токарные и сверлильные станки, приводившиеся в действие 2-тактным двигателем «Лаваль» с ремённой передачей; на самом берегу стоял сарай-лесопилка, а на нынешней улице Советской находилось кирпично-деревянное здание, в нем располагалась кузница с тремя горнами с ручными воздуходувками и литейный цех. С конца 1950-х годов здесь была пожарная часть. Контора затона, как уже говорилось, находилась в одном здании с конторой запани. Котельного цеха не было, корпусные работы проводились непосредственно у судов с использованием переносных горнов (их называли «горнушками»). На караване, где отстаивались суда, в зимний период создавались бригады судокорпусников, плотников, ледокольников, конопатчиков, маляров и других служб. Из подсобных механизмов были элинговая лебедка для вытаски катеров на берег, ручные домкраты, для подъёма судов применялись ручные тали. По возможности на тяжёлых работах использовались лошади. В 1936 году была построена первая электростанция. В том же году в деревянном бараке был оборудован моторосборочный цех. В 1940 году назначили групповым механиком, а затем заведующим моторосборочным цехом Л.А. Попова. Механиком по пароходам работал Г.С. Низовцев, механиком по сплоточным станкам – А.В. Абакумов. С передачей затона тресту «Котлассплав» перед предприятием были поставлены следующие задачи: межнавигационный зимний отстой и охрана самоходного и несамоходного флота и сплоточных механизмов, капитальный, средний и текущий ремонт самоходного и несамоходного флота и сплоточных механизмов, строительство производственных объектов и сплоточных станков. Численность рабочих в 1940 году была около 300 человек, дополнительно на зимний период ЦРМ передавались судовые команды, это ещё порядка 80-100 человек. Объём судоремонта в 1940 году составил пять пароходов, 37 катеров различных типов, а также четыре сплоточных станка СКС с двигателями «Прогресс», три сплоточных станка ЛАН с двигателями ХТЗ, – всего за год 49 единиц техники. Команды, передаваемые осенью вместе с судами мастерским, в основном сами и ремонтировали свои суда. При необходимости им в помощь предоставлялись слесари и мотористы моторосборочного цеха. Разнообразие ремонтируемых двигателей было большое – до 8 марок плюс их модификации. Технической литературы почти не поступало, поэтому осваивать устройство и ремонт судов зачастую приходилось на практике. Не доставало необходимой техники, к примеру, не было станков для шлифовки коленчатых валов, конусность и эллипсность приходилось снимать вручную. Приспособлений для проточки коренных и шатунных подшипников также не было. Подшипники после заливки растачивали в токарном станке, после чего устанавливали в двигатели и вручную подшабривали. Это была очень трудоёмкая работа. Ею занимались слесари В.В. Мокрецов, Ф.П. Ковалев, П.А. Новиков, Г.М. Чебыкин. Л.А. Попов в своих воспоминаниях самым трудным периодом своего производственного стажа считал годы Великой Отечественной войны. До войны все катера работали на жидком топливе: бензин, лигроин, керосин. С началом войны перед ЦРМ была поставлена задача все жидкотопливные катера перевести на твёрдое топливо (газочурку). Катера с двигателями Болиндера с началом войны были переданы в военное ведомство, их это не касалось. Работа других катеров на жидком топливе была запрещена совершенно. Моторному цеху придали участок изготовления газогенераторных установок. Так как квалифицированные рабочие в большинстве ушли на фронт, бригада в основном была женская, возглавлял её бригадир-котельщик Виталий Францевич Малиновский. Ремонт двигателей, переделка их для работы на газе, изготовление газогенераторных установок и монтаж их в корпуса судов, – это была огромная работа, и сделать её нужно было до весны. Люди работали по 10-12 часов, не считаясь с личным временем, без выходных дней. В навигацию флот был выпущен своевременно. Трудностей во время войны было предостаточно. Автомашин на предприятии ещё не было, все перевозки осуществлялись на лошадях. Материалов и запчастей тоже не было. Механический цех изготовлял поршни, поршневые кольца к паровым машинам, к двигателям Болиндера, Лаваля, к двигателям «Прогресс» и другим. Ввиду недостатка запчастей очень многое делалось путем литья: подшипники, различные втулки и т.д. Лили из чугуна и алюминия. Тем самым удавалось выходить из самых трудных положений и заканчивать зимний судоремонт в срок. Флот работал и выполнял поставленные перед ним задачи. В 1943 году с передачей мастерских тресту «Двиносплав» шипицынцам пришлось переводить для работы на древесном газе и флот других сплавконтор этого лесосплавного объединения. Зимой 1945 года в мастерские наконец-то прибыли, хотя и в разобранном виде, три импортные автомашины марки «Студебеккер». Котельный цех в деревянном исполнении был построен в 1946 году. Здесь проводилось строительство самоходных лебедок, изготовление газоустановок, гребных винтов, капитальный ремонт судов и сплоточных механизмов. В 1947 году численность работавших была 324 человека. После войны началось восстановление изношенных судов, строительство новых. Для полеводческой опытной станции Губино в ЦРММ был построен катер «Губино», для запани – колёсные пароходы «Шипицино», «Волна», строились самоходные лебедки собственного проекта, которые могли работать на мелководье. Они поставлялись не только предприятиям «Двиносплава», но и в другие бассейны: на Каму, Днепр, на сибирские реки. Сложился очень плодотворный коллектив изобретателей и рационализаторов во главе с главным инженером Евгением Петровичем Варыпаевым. В 1952 году начали строить сплоточные самоходные агрегаты конструкции мастера моторосборочного цеха Аркадия Викторовича Абакумова. Одним из важных рационализаторских предложений явился фрезерный станок для выработки строительного бруса. Бревно, пропущенное через такой станок, превращалось в красивый чистый брус, с выпуклостью на одной стороне и соответствующей ей вогнутостью на противоположной стороне, весьма удобный для сборки домов. Применение бруса намного ускоряло строительство, что было подтверждено на опыте – из такого бруса были построены все здания в новом учебном городке школы фабрично-заводского обучения, переведённой в конце 1940-х годов из села Верхняя Тойма в Шипицыно. А в последующие годы такой брус использовали для строительства в посёлке жилых домов. Началось строительство жилья для работников затона. Один из первых домов – Ломоносова, 4. Затон помогал строить дома и для запани. Первые выпуски школы ФЗО № 31 готовили специалистов для ЦРММ, это были судовые плотники, плотники гражданского строительства, штукатуры, каменщики, судокорпусники, столяры. За деревней Губино ЦРММ был построен свой кирпичный завод. В 1950 году началась реконструкция Шипицынских ЦРММ. В 1952 году были сданы в эксплуатацию деревообделочный цех и электростанция. А спустя ещё год возвели главный корпус в кирпичном исполнении, в котором, помимо конторы, расположились механический и моторосборочный цеха. Вскоре построили новые судокорпусный цех и электроцех. В механическом цехе были установлены 17 станков и работало в нём 36 человек. Несколько больших цехов, сотни рабочих, выработка валовой продукции на несколько миллионов рублей, – вот что представляло собой в середине 1950-х годов предприятие. В 1950-1970 годы жизнь посёлка шла по заводскому гудку – с ним начинался рабочий день, он извещал и об окончании его. До 1954 года завод возглавлял Александр Федорович Корепанов. За выдающийся вклад в производство он был награждён орденом Ленина. С 1 сентября 1954 года предприятие возглавил уроженец Шипицына Аркадий Александрович Низовцев. В 1957 году ставился вопрос об объединении запани и ЦРММ, но так этого и не произошло. В сентябре 1960 года на должность директора ЦРММ был назначен Михаил Петрович Артемов. В августе 1964 года предприятие получило статус ремонтно-механического завода (РМЗ). В 1960-е – в начале 1970-х годов помимо ремонта флота и лесосплавного оборудования завод активно занимался строительством благоустроенных кирпичных домов. В этот период был построен микрорайон из нескольких многоквартирных так называемых «белых» домов между улицами Заводской и Ломоносова. Затем был длительный перерыв, следующие дома (Западная, 21 и Ломоносова, 43) были построены уже только в 1980 и 1984 годах, это уже при директоре Николае Васильевиче Мохове. Завод принимал участие в строительстве кирпичной школы в Шипицыне на 640 учащихся, которая была принята комиссией в эксплуатацию 30 сентября 1966 года. В 1968 году силами РМЗ в Шипицыне была закончена строительством и сдана в эксплуатацию столовая-кафе на 100 посадочных мест. В 1966 году в РМЗ была заведена Книга почёта передовиков социалистического соревнования. В настоящее время она хранится в Котласском районном архиве. В ней более восьмидесяти записей с фотографиями передовиков. Это начальник судокорпусного цеха Александр Васильевич Горбунов, судокорпусник Валентин Васильевич Чертков, автослесарь Анатолий Николаевич Крыков, слесарь экспериментального участка Григорий Савельевич Низовцев, токари Николай Тимофеевич Гундоров и Аркадий Михайлович Нерадовский и десятки других, имена некоторых встречаются по два, а то и по три раза. С 1972 года директором завода стал работать Вениамин Николаевич Обрядин. В конце 1970-х годов заметно снизился выпуск продукции. Отчасти это было связано с медленными темпами реконструкции цехов, отставанием от требований времени. Тем не менее завод жил, выпускал продукцию. Бригада В.М. Преловского изготовляла металлические баржи, ёмкости для хранения горючего; кузова для самосвалов и машины береговой сплотки делала бригада В.Н. Щукина; бригада А.П. Ермолаевского специализировалась на изготовлении бензоцистерн. В 1974 году была утверждена документация на строительство нового поселкового водопровода с водозабором из речки Уртомаж. Строительством его занимался ремонтно-механический завод с привлечением других подрядчиков. Запань строила плотину, котлован под водохранилище. В 1982 году водопровод и очистные сооружения были сданы в эксплуатацию. В 1980-х в местной печати отмечали работу таких передовиков производства, как токарь Аркадий Михайлович Нерадовский. Он был награжден орденом «Знак Почета», его имя неоднократно заносили на заводскую Доску почета. К 50-летию завода, отмечавшемуся в 1980 году, ему были присвоены звания «Лучший по профессии» и «Почетный работник промышленности Котласского района». Отмечали также образцовую работу старейшего работника предприятия токаря пятого разряда Николая Тимофеевича Гундорова. Среди лучших числились тогда еще считавшиеся молодыми Николай Ревякин, Виктор Кинд, Николай Низовцев. Передовиками были сварщик Адольф Александрович Сивков, бригадир судокорпусного цеха Николай Александрович Стрекаловский (награжденный орденом Трудового Красного Знамени), слесарь по ремонту дизелей Николай Александрович Нерадовский, начальник судокорпусного участка Вениамин Зосимович Червочкин и другие. С 1980 по 1990 год директором завода работал Николай Васильевич Мохов. В этот период была проведена определенная реконструкция оборудования, построен судоподъемник, изготовлено для предприятий «Архангельсклеспрома» ряд образцов новой техники и большой объём нестандартного оборудования для вновь строящихся объектов. Прошли испытания и успешно работали на предприятиях области плавучий цех для изготовления технологической щепы, агрегат освоения аварийной древесины, машины береговой сплотки ЛТ-105, копровая установка на базе трактора ТДТ-55. Много сил и средств отнимало обслуживание имевшегося коммунального хозяйства Шипицына. Завод содержал на своем балансе и обслуживал очистные сооружения и сети канализации, водоочистную станцию и сети водопровода, 8 электрических подстанций, более 40 километров электролиний, баню, прачечную, холодильник, пекарню, два магазина. Только одних котельных было пять, а потребность дров в зимние месяцы составляла почти 2 тысячи кубометров в месяц. Началась перестройка, а затем – денежные реформы 1991-1992 годов, развал СССР, неуправляемый рост цен и всеобщая финансовая неразбериха. Проблемы с оплатой заказов, сырьем, выплатой заработной платы, обслуживанием жилого фонда поселка… В 1994 году завод был акционирован, еще какое-то время коллектив и его руководители пытались наладить производство, но в 2003 году из-за накопившихся долгов прошла первая крупная распродажа имущества завода в целях обеспечения исков о взыскании невыплаченной заработной платы. Приехали судебные приставы, продали за бесценок практически всё оборудование, завод после них опустел. Последовали ряд реорганизаций, банкротств. В итоге на сегодняшний день на месте завода несколько полуразрушенных зданий, никакого производства вообще. _______________ Вот так с появлением и развитием сначала запани, а потом и затона малоизвестная деревня в несколько десятков частных домов превратилась в самый крупный в районе рабочий поселок с населением около 6 тысяч человек, известный далеко за пределами области. В него помимо Шипицына влились такие деревни как Матвейцево, Губино, Большое и Малое Мышкино. Вокруг этих первых организаций и параллельно с ними в поселке стало развиваться жилищное строительство, в том числе благоустроенное, появились детские сады и ясли, начальная школа превратилась сначала в семилетнюю, потом в среднюю общеобразовательную, медицина из первых медпунктов выросла до статуса центральной районной больницы, аналогично на базе поселковой библиотеки стала базироваться районная библиотечная система, появилось не один десяток других организаций, в том числе с районным и межрайонным статусом (это ОРС Котласской сплавконторы, школа ФЗО, потом она же СПТУ→ПТУ→лицей→техникум, это областная опытная станция по полеводству, отделение совхоза «Шипицынский», Котласская лесная опытная станция, районный суд, лесничество, ветучасток, МПМК, УМСР, ДПМК, РСУ сплавконторы, судоверфь техучастка, преобразованная в дальнейшем в райпромкомбинат, потом в лесопункт-леспромхоз, это Котласское ДРСУ и другие). Всё работало, все были заняты, трудоустроены, поселок рос, благоустраивался. Но страна изменилась, и не вина жителей поселка, что сейчас от подавляющей части этих организаций остались лишь воспоминания, что сам посёлок постепенно превращается в спальный район города Котласа. Тем более нельзя забывать о истории своего края, своей семьи, иначе утрачиваются чувства малой родины и любви к ней, гордости за свой край, причастности к истории своей страны. Поэтому хочется пожелать, чтобы ветераны и сами гордились славным прошлым своего поселка, и служили связующей нитью между поколениями, рассказывали о нем своим детям и внукам... |
Справку подготовил А.В. БАРСУКОВ
Более подробная информация – в книге Анатолия Барсукова «По шипицынской стороне (очерки истории)».
2-е изд. Котлас: (б. и.), 2018. – 552 с: ил. (по РМЗ страницы 217-269).
Алфавитный указатель лиц, упомянутых в книге, можно посмотреть здесь.
Вернуться на главную страницу сайта.a>
© Идея и дизайн сайта - Барсуков Анатолий.
При использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно" и авторов работ обязательна.