ПРИВОДИНО |
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ...
ПРИВОДИНО
С чего начинается Родина?! Для адмирала флота СССР Николая Герасимовича Кузнецова с деревни Медведка; для министра речного и морского флота СССР Зосимы Алексеевича Шашкова с деревни Новинки; для летчика Героя Советского Союза Щелкунова Василия Ивановича, бомбившего уже в начале августа 1941 года Берлин, с деревни Прислон; для Зинина Бориса Михайловича, сохранившего для России южный флот, с деревни Минина Полянка… Какие люди из наших селений!
У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Человек любит место своего рождения и воспитания. Эта привязанность есть общая для всех людей и народов, родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими утро и колыбель человечества. Н.И.Карамзин писал: «Никто не может быть счастлив вне своего Отечества, где сердце его выучилось разуметь людей и образовало свои любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан! «И дым отечества нам сладок». Мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею неразрывна наша собственность; слава Отечества есть наша слава!».
Через всю жизнь пронесли свою любовь к родным местам Н.Г.Кузнецов, З.А.Шашков, В.И.Щелкунов, Б.М.Зинин, к деревням, что вблизи Приводино, о котором наш северный краевед Н. Кудрин поведал: «…Бывшая деревня Приводино, ныне крупный поселок Архангельской области. Находится на 44 км от Великого Устюга. Время основания неизвестно. Когда-то в трех километрах от Приводино находился Спасо-Прилуцкий Николаевский монастырь, расположенный около залива (вероятно, когда-то залив был руслом самой Двины). Залив, около монастыря, образует излучину, от чего и сам монастырь получил название Прилуцкого. Время основания монастыря неизвестно, ибо не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что во времена Ивана Грозного, в 1613 году был разорен шайкой литовцев, а в 20-е годы 20-го столетия ликвидирован. Имевшаяся в монастыре церковь была разобрана на кирпич, а древние иконы и библиотека переданы в государственное хранилище.
С 1876 года пароходовладелец А.В.Булычев использовал имеющийся затон для постановки своих пароходов на зимнее время. Несколько позднее устюгский пароходовладелец Гурылёв (родственник Булычёва), так же стал ставить свои пароходы на зимний отстой. Были построены небольшие мастерские для ремонта.
После октябрьской революции, с 1917 года затон использовался для ремонта судов и строительства небольших деревянных барж. С 1925 года затон является базой для зимней стоянки пароходов общества «Северолес». Затем владельцем мастерских и затона стало «Северное Речное пароходство». В послевоенные годы судоремонтные мастерские реконструированы. При них имеются свой клуб, столовая, магазин.
Но особый рассвет поселок получил, когда через него прошла трасса газопровода «Сияние Севера», а затем и другие трассы газонефтепроводов».
Итак, вернемся в былое. К 16 веку сложилась основная масса наших деревень. Дважды в этом веке проводилась сошная перепись населения Устюжской земли, но писцовые книги не сохранились. До нас дошли лишь разрозненные акты земельных отношений (купчие, меновые, челобитные), указывающие на заселение той или иной местности. Строгановы являются главными населителями пустынных земель на северо-востоке; при великом князе Василии Ивановиче внуки Луки Строганова (упоминается в XV столетии): Степан, Осип, Владимир получили право населить пустынный участок в Устюжском уезде, в Вондокурской волости – грамота сия состоялая 9 апреля 7025 года (1517) дана на имя Степана, Осипа, Владимира Федоровых (Федор Лукич принял иночество с именем Феодосия и около 1493г. скончался), детей Лукиных.
В XVII веке наша местность входила в состав Устюжского уезда. Уезд делился на трети: Сухонская, Южная, Двинская. Всего было 34 волсти и 9 станов. Двинская треть делилась на станы: Белослудский, Вондокурский, Кивокурский, Комарицкий нижнего конца, Ярокурский. Волости Двинской трети: Вотлажемская, Шемогодская, Дракованова Кулига, Лябельская, Пермогорская, Сидорова Едома, Уфтюжская, Черевковская, Ягрышская.
В царской жалованной грамоте именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1715г.) от 7200 (1692) года Июля 25, Вондокурье упоминается как крупное село во владениях Строгановых. На обороте грамоты написано: «Божиею милостию пресветлейшие и державнейшие великие государи и цари и великие князи Иоанн Алексеевичи Петр Алексеевич всея великая и малыя и белыя России самодержцы.»
Вондокурье, как крупный населенный пункт, обозначен на картах XVI – XVII в.в. Основными промыслами того времени были скотоводство, земледелие, обработка древесины для нужд судостроения. Продукция судостроения поступала из Вондокурской, Комарицкой, Уфтюжской, Пермогорской волостей.
У России странная и жестокая история. Странная тем, что ее вершителями были не всегда этнические русские. А жестокая, потому что кровавая. Начало Руси, Рюрики, варяги, затем соседство с «великой степью», неспокойный XV век царей Иванов, смутное время – конец XV и начало XVI веков. Все борьба и войны. За этим трехсотлетняя монархия дома Романовых. 1914-1917 годы – первая мировая война, 1917 год – социалистическая революция. Смена системы жизни и структуры власти. Иллюстрацией к этой смене власти являются воспоминания Туробова Петра Ивановича, 1906 года рождения: «Находясь в детском доме в д. Федотовской Забелинского сельсовета в 1921 году, по инициативе секретаря партийной ячейки РКПб Николая Осиповича Рубцова была организована ячейка РКСМ. В ее состав вошли Замараев А.В., Неволин А. и я.
Работа комсомольцев сводилась к организации спектаклей и концертов, участия в субботниках. Работать в комсомоле в Федотовской пришлось около года, в начале 1923 года, оставив детский дом, я переехал в Приводино и поступил на работу счетоводом потребительского общества, где работал до мая 1926 года. В Приводино я, как член РКСМ, организовал ячейку РКСМ, в нее вошли Зинин Павел Павлович, Илья Махин, они были приняты вновь. Меня избрали секретарем, главное в работе – организация спектаклей, концертов (вместе со взрослыми, я играл на балалайке и гитаре), а также ведение антирелигиозной пропаганды. Хорошо помню случай: перед Пасхой мне было дано поручение достать из хранилищ церкви поповскую ризу (рясу), я ее достал (конечно незаконно, т.е. стащил). Намечено было с вечера всю ночь организовывать концерт в клубе, а когда должно быть богослужение, то в это время библиотекарь Чадский П.В. в поповской ризе и соответствующей гримировке под аккомпанемент балалайки (на которой я играл) пел поповскую камаринскую.
Народу было много, что странно, было много пожилых мужчин, слушали и смеялись, в общем, зал гремел. Этим зрелищем не менее сотни человек разных возрастов было задержано в клубе. Долго шел разговор об этом концерте, особенно как и почему появилась риза из церковных одеяний, она и сейчас наверное в клубе Приводино.
Здание клуба было организованно из бывшего волостного правления, тогда было необходимо убрать перегородки, некоторые печи. Сделать сцену, сложить печи на новом месте, сделать скамейки для сидения, приобрести занавес, нужные костюмы для спектаклей приносили сами «артисты» из дома. В постановках спектаклей помогали многие учителя, особенно Антонина Феодосьевна Островская.
Переоборудование правления под клуб сделано было только субботниками по инициативе партячейки (секретарь Пахоруков Иван Степанович) и комсомольской организации, по инициативе которой принимали участие и несоюзная молодежь, приходили на субботник по 30-40 человек.
В 1923 году мне было поручено организовать пионерский отряд при Приводинской школе, помогли в этой работе учителя школы и директор Воронцов В.П. Отряд был организован из 30-35 человек, чем же надо заниматься никто не знал, решили заниматься построением, шаг и вольные движения (в молодости я любил гимнастику).
Из пионеров того времени в данное время я знаю Пищалкина А.Ф. бывшего директора Приводинской РЭБ). Запомнилось мне, в 1924 году было принято шефство над Военно-Морским флотом, надо было организовать помощь флоту. Чем? Возраст наш еще не призывной, во флот не возьмут, чья инициатива не помню, нам было рекомендовано организовать сбор картошки. Как сейчас помню, собрали картошки мешков двадцать, но как ее вести в Устюг (кстати почему в Устюг, потому что уездный комитет был в Устюге). Картошку собрали летом и решили увезти в Устюг на случайно идущем пароходе, но на пароход сумели пронести только шесть мешков. Поехал я с картошкой, как секретарь и меня укоме знали. Приехал я, картошку сдал, а обратно 45 км. пешком в Приводино.
Еще хорошо запомнился случай в 1924 году. Это было в конце лета, когда партия вела против троцкистов, поднявших голову после смерти Ленина. Мне было поручено выступать в «ножницах» (такая статья была в газетах). Суть дела в чем? 1924 год самое начало НЭПа и вот вопреки указаний Ленина, троцкисты предлагают взвинтить цены на промышленные товары, а цены на товары даже снизить, т.е. вместо смычки (как тогда называлось), получился полный разлад рабочих и крестьян, т.е. города и деревни, что было на руку зажиточной части крестьянства и сильно ударяло по беднякам.
Партия вела борьбу с троцкистами. Мне никто правильно не разъяснил, и я, читая газету в клубе о «ножницах», сам не смог объяснить суть дела о «ножницах», а народу в клубе кроме комсомольцев было человек 30-40, были и члены РКП(б), но никто эти «ножницы» правильно не объяснил, конечно, я потел больше всех, но бесполезно. Боясь нашу слабую политическую подготовку, мы комсомольцы обратили внимание на культурно-просветительную работу.
Необходимо заметить, что в летнее время работа комсомольской организации почти замирала, кроме работы среди пионеров и школьников, хотя и вне школы, они приходили на сборы. Причиной затишья в летнее время является то, что основное влияние культурной работы в Приводино на плавсостав, т.е. речников, зимующих в затоне Приводино.
Так продолжалось до мая 1926 года, когда я тоже стал речником. Поступил матросом на самый маленький пароход «Заструга», и то по рекомендации, т.к. тогда на пароход поступить было трудно.
Оставили секретарем ячейки РКСМ Махина Илью. Будучи на разных пароходах: «Заструга», «Свир», «Лассаль», «Гражданин», «Лев Толстой», «Арнгольд», с 1926 по 1930 г.г. только зимой принимал активное участие в работе комсомольской организации. В 1930 г. в августе меня послали на краевые курсы профдвижения в г.Вологду, откуда я ушел в РККА.»…
В 1930 годы кагановичи со Сталиным загоняют крестьян в колхозы и взрывают христианские православные храмы. Опять голод. Чтобы народ не роптал, в 1934 году изобрели и внедрили в обиход власти систему ГУЛАГ. Система работала до 1955 года, полоснув как по жителям Приводино и близ лежащих деревень, так и по высланным сюда… А сколько их деревень-то было?! Листаем клировые ведомости 1913 года. Церковь Преображения Господня в селе Ярокурье построена в 1726 году. Церковь каменная, двухэтажная в связи с колокольнею, церковь обнесена каменной оградой, за которой находится кладбище, обнесенное оградником, в защиту которого ото льда с реки Северной Двины поставлены баки; здание крепкое. Вблизи церкви находится сторожка для караула. Престолов 2 , тёплый – во имя Святого Пророка Ильи, холодный – во имя и славу Преображения Господня.
Ближайшие к ней церкви Николаевская Приводинская в пяти верстах, Николаевский Прилуцкий монастырь в шести верстах, Троицкая Вотлажемская в семи верстах, Зосимо-Савватиевская в десяти верстах, Красавинская Князь Владимирская в одиннадцати верстах. В селе Ярокурье 22 дома, в 30 деревнях вблизи 547 домов, так в д.Поповской 39 домов (102 мужчины и 122 женщины), в д.Алексино 51 дом (162 муж. и 169 жен.), в д.Кобылинской 21 дом (54муж. и 64 жен.). Всего в приходе 1141 мужского и 1162 женского населения. Попечительство существовало с 1865 года. С 1911 года председатель Попечительства крестьянин Василий Сергеевич Драчёв, члены Попечительства Александр Новинский, Петр Паутов, Александр Сухих, Стефан Сидоров, Павел Трубин и Георгий Дернов. Учительницей церковно-приходской школы была Наталья Васильевна Розенберг.
Церковь в Приводинском Николаевском приходе построена в 1746 году (теплая) тщением прихожан и вторая (холодная) так же тщением прихожан построенная в 1808 году. В церкви находится чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая, которая существовала и была чудотворною в XII веке. Престолов четыре, в теплой – в честь Успения Божьей Матери; в холодной 3 - главный в честь Благовещения Божьей Матери, и в честь святителя Николая, и в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Всего в приходе 390 домов, где проживает 1233 мужчины и 1292 женщины. Попечительство с 1873 года, председатель крестьянин Василий Новинский, члены – Федор Матвеевич Щелкунов и Николай Павлович Честиковский. В одноклассной церковно-приходской школе обучается 10 мальчиков и 15 девочек. В 1903, 1904, 1913 году открыты земские училища, в которых в 1913 году обучалось 108 мальчиков и 30 девочек. Земские училища в Приводино, Посегово, Аникиево.
Церковь в Бабаевском Богородском приходе построена 16 марта 1770 года, тщением прихожан, придел теплый с колокольнею пристроены в 1850 году. Первоначально церковь была деревянная, построена была в 1642 году апреля 7 дня. Престолов в ней три. В холодной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в теплом два, по правую сторону во имя Иконы Божьей Матери Одигидрии Смоленской, по левую – во имя Св. Димитрия.
Ближайшие к ней церкви Реважская Николаевская в 10 верстах, Приводинская Николаевская в 15 верстах, Удимская Васильевская в 15 верстах. Всего в приходе 300 домов, где 912 мужчин и 940 женщин, 20 деревень и село Лысцево. Деревни: Узьма, Башарино, Жуковский Починок, Ваганы, Петряшево, Бор, Улыбино, Михалево, Выползово и др. Число детей 350: 170 мальчиков и 180 девочек. В одноклассном церковно-приходском училище обучается 25 мальчиков и 2 девочки. В двух земских училищах Бабаевском, открытом в 1904 году, и Вагинском, открытом в 1912 году, обучается 20 мальчиков и 10 девочек.
Церковь Святителя Николая Мирликийского чудотворца в селе Реваж построена в 1864-1868 годах тщением прихожан и горожанина Никольска купца Ильи Афанасьевича Попова. Здание каменное, одноэтажное, теплое, в связи с каменной колокольней, крепкое, крыто железом. Престолов три. Главный средний в честь Св. Николая и придельные: правый в честь Св.апостолов Петра и Павла; левый – в честь воспоминания событий введения во Храм Пресвятой Богородицы. Церковь расположена от уездного города Великого Устюга в 65 верстах, от железнодорожной станции и пароходной пристани «Котлас» в 30 верстах, почтовый адрес церкви «Удима». В деревне Копосово, расстоянием от церкви ¼ версты, часовня деревянная, ветхая, построенная в 1773 году в честь Св. Николая Мирликийского чудотворца. В приходе село Духовных и деревни Копосово, Петровская, Березник, Истопная, Жаров Починок, Плоский Починок, Пихтово, Плоское, Малая Маминская, Большая Маминская, Ерофеево – в них домов 137, мужчин 500, женщин 488. На содержание церкви прихожанами дана водяная, на речке Реваже, мукомольная мельница, приносящая доходу до 185 рублей в год. При церкви церковно-приходская и земская школы.
Церковь Василия Великого в селе Васильевском, что на речке Удима построена в 1807 году тщением прихожан. Церковь каменная, двухэтажная с каменною же в одной связи с колокольнею, крепка, покрыта железом. Престолов четыре: в тёплом во имя святителя Василия Великого и Покрова Божьей Матери; в холодной – в честь Успения Божьей Матери и Живоначальной Троицы. Ближайшие церкви: Троицкая Вондокурская в 10 верстах, Николаевская Приводинская в 11 верстах и Николаевская Реважская в 15 верстах. Одно село и 64 деревни объединяют 588 домов, где проживает 1990 мужчин и 2170 женщин. В церковно-приходской школе 2 учительницы 3 в Удимском земском училище. Председатель Попечительства с 1911 года Александр Васильевич Бачурин, члены: Григорий Васильевич Голышев, Александр Петрович Мокрецов, Георгий Копосов, Василий Георгиевич Верховцев, Стефан Васильевич Буслаков…
С чего начинается Родина?! С любви! Со свободы действий по-христиански, а не по-дьявольски!
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И Крест святой Божественной красою
На храмах Божьих вновь ярко заблестит.
(Преподобный Серафим Вырицкий)
Блестит крест на Храме Святой Троицы в деревне Вондокурье, велико участие в восстановлении этого Храма работников ЛПУМГ Приводино, ими поднят крест на Храм. Всем миром поднимем Храмы, будем жить по-божески, чтобы земля не уходила из под ног, а цвела и благоухала своим плодородием…
Бирюкова Валентина Петровна, 2009 год
Вернуться на главную страницу.
©
Идея и дизайн - Барсуков АнатолийПри использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно" и авторов работ обязательна.