ШИПИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА |
Шипицынская школа в годы войны
Красюкова Дарья Николаевна, ученица 9 класса
Шипицынской средней общеобразовательной школы
1.ОСНОВАНИЕ ШКОЛЫ
(предвоенный период)
60-70–е годы XIX века в Российской империи ознаменовались проведением ряда либеральных реформ. Одной из первых была проведена земская реформа (1864г.) Повсюду открываются земские начальные школы. Начальное земское образование в д.Шипицыно берёт своё начало в 70-х годах XIX века. В архиве г.Вологда сохранились ежегодные отчёты школ губернии. В отчёте Шипицынской земской школы Великоустюжского уезда Вологодской губернии говорится: обучение началось 02.10.1898 года и закончилось 05.05 1899 года; всего училось 40 детей: мальчиков – 33, девочек – 7 в возрасте от 9 до 11 лет; большинство детей жило от школы в пределах 3-х вёрст; в школе имелось 203 учебника, 90 книг для чтения; обучение всех детей проходило в одной комнате (4x6м) деревянного дома с печным отоплением; занятие проводила одна учительница в возрасте 22-х лет; замечание санитарной комиссии: плохое освещение, маленькие окна [1].
В начале XX века школа была только начальной. В 1938 году заведующей начальной школы была Корман Нина Порфирьевна.
1939 год официально считается годом основания нашей школы. Именно в этом году впервые был открыт 5-ый класс, школа стала называться неполной средней (Приложение 1). В то время работали учителя: Горынцева М.И., Кашина А.С., Кашин Г.И., Корман Н.П..
Это были годы репрессий в стране, не обошли они и нашу школу. По анонимному доносу был репрессирован первый директор неполной средней школы Кашин Григорий Иванович. Его семья была вынуждена выехать из д.Шипицыно. Приказом №19 по Котласскому РОНО от 19 января 1940 года на должность директора была переведена заведующая Уртомажской начальной школы Пономарёва Софья Ивановна.
Важным периодом в истории школы является военный. Это особая страница летописи нашей школы.
2. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЫ
На территории Шипицынского сельского Совета до начала 50-х годов XX века было три деревни: Мышкино, Шипицыно, Губино. Между деревнями были пустыри. Главная деревня - Шипицыно. В ней и была школа. Учебное заведение находилось в конце населённого пункта, на повороте дороги к деревне Губино. Ныне – место сгоревшего магазина «Радуга».
По воспоминаниям Низовцева Леонида Андреевича: «Здание было построено в 20-е годы, срублено из добротного крупного леса. Крыша была сделана на 4 ската из деревянных досок. В середине проходил коридор шириной примерно 2 метра. По обе стороны от него находились две классных комнаты размером 6 на 6 метров с высокими окнами. В них были сложены большие голландские печи из красного кирпича, все топки которых выходили в коридор. Стены и потолки всех помещений белились ежегодно к началу нового учебного года известью и мелом. Один из классов (северо-западный) был перегорожен дощатой стенкой на две комнаты. В одной располагалась учительская, в другой проживала техничка, которая была ещё и истопником, и сторожем. Вход в школу был со двора, то есть со стороны поля. Во дворе находились большой колодец и сарай для дров» [7].
В школе учились ребята не только из Шипицыно, Губино, Мышкино, но и из деревень Горка, Манылово, Костяшево, Круча, Задвижкино.
По словам Зубовой Людмилы Ивановны: « Чтобы разместить всех учащихся в трёх классах, учёба шла в две смены. Кроме того, две группы размещались дополнительно на правах аренды у Манаковой Александры Павловны (ныне – дом на улице Северная, №136)» [5] (Приложение 2).
Для получения семилетнего образования дети были вынуждены учиться в Удимской школе Удимского сельского Совета. Рано утром в понедельник они уходили пешком в школу и возвращались домой только на выходные. Проживали в частных домах по найму.
В 1942 году в д. Шипицыно были открыты для учёбы 6 и 7 классы. Появилось еще одно здание школы на пересечении ныне улиц Северная и П.П.Кожина. Двухэтажное, красивое, в то время белое (Приложение 3). Из беседы с Чирковой Зоей Ивановной, учителем начальных классов, мы узнали, что в этом здании было всего 3 классных комнаты. В первую смену учились три 5-х класса, а во вторую смену – два 6-х и 7-х класса [11].
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЫ
С 15 августа 1941 года школой руководит Каштанов Н.В. Вскоре он уходит на фронт. И со 2 сентября 1941 года директором школы становится Копылова Анна Григорьевна. Низовцев Леонид Андреевич вспоминает: «Анна Григорьевна была сестрой портного Крюкова Григория Григорьевича. Небольшого роста, с тёмными глазами. Строгая, но справедливая. Мы, ученики, её побаивались» [7].
Завучем школы была Верещагина Мария Фёдоровна. В первые годы войны в школе работали учителя Протасова, Котлова, Веселкова, Башарина, Верещагина М.Ф. К сожалению, мы не смогли узнать их инициалы, кроме Марии Фёдоровны.
В 1-х и 2-х классах учили Митянина Евстолия Петровна и Жижина Надежда Михайловна. Из воспоминаний ученика Евстолии Петровны Низовцева Леонида Андреевича: «Это была молодая, энергичная женщина. Вскоре она вышла замуж. Её новая фамилия – Беляева. Жила она с матерью в своём доме напротив нынешней районной библиотеки» [7]. А Николай Васильевич Стёпырев запомнил то, что его первая учительница Надежда Михайловна волосы заплетала в косы» [9].
7 ноября 1944 года директором школы была назначена Тропина Лидия Александровна (Приложение 4).
Из автобиографии: «Работала в Шипицынской школе с 1943 по 1956 год учителем русского языка и литературы. С 1941 года ежегодно принимала участие в совещаниях лучших учителей области по обмену опытом, всегда выступала с докладами. Вела работу среди женщин. Неоднократно избиралась председателем месткома. Была членом Президиума Союза начальных и средних школ. Стаж работы: 44 года. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года», орденом Ленина» [10]. По словам Низовцева Леонида Андреевича, «она была очень строгая и требовательная» [7].
В 1948 году пришла работать в школу учителем математики Чиркова Зоя Ивановна. Из беседы с ней мы узнали, что её ученики пошли в школу в 1944 году. В пятом классе она вела у них уроки арифметики (Приложение 5).
«С любовью вспоминаю моих первых учеников. Рано утром они бежали в школу, не боялись ни пурги, ни морозов. Часто малышей я сажала на печку, отогревала их, а потом начиналось учение. Партия и правительство высоко ценили труд учителя. Я имею значок «Отличник народного просвещения», медаль « За трудовое отличие» и медаль к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, много Почетных грамот и благодарностей. Но больше всего меня радуют успехи моих учеников, их доброта и отзывчивость, старание и внимание к людям», - рассказывает Зоя Ивановна [11].
В последние годы войны в школе работали Суханова Александра Александровна, Паромова Ольга Георгиевна, Фёдорова Зинаида Илларионовна, Шипина Александра Павловна, Струнина Наталья Васильевна. С 4 сентября 1945года директором школы стала Шурупова Лидия Николаевна.
В военных условиях школе необходимо было продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук идейно-политическую направленность; обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся; организовать агротехническую подготовку молодёжи для широкого её участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и сельском хозяйстве [12].
Со всеми этими сложными задачами справились учителя Шипицынской школы.
4.УЧЕБНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Условия работы школы в период войны были очень тяжёлыми. В 1942 году число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось вдвое по сравнению с довоенным периодом. Поэтому при всех педагогических учебных заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7-х классов [14]. Также учителя могли закончить областные 10-ти месячные курсы по подготовке учителей для 5-7-х классов неполной средней школы. По окончании этих курсов им выдавали зачётные книжки. В основном, учителя нашей школы работали после окончания таких курсов и училищ.
Главным было, чтобы все дети школьного возраста посещали школу. Николай Васильевич Стёпырев с улыбкой вспоминает: «Я не хотел идти в школу. Как и все мальчишки, бегал повсюду. Это было в 1943 году. Я вышел из леса босой, грязный. Меня встречает мой друг и говорит, что меня вычислили и просили передать, чтобы завтра был в школе. На следующий день я пошёл в первый класс» [9].
Учебный год в период Великой Отечественной войны начинался 1 октября и заканчивался в середине мая. Всё остальное время учащиеся трудились [11].
Уроки в школе были по 45 минут, перемены – 5 минут, детей не кормили, в начальной школе – 4 урока в день, в старших классах - 6, учились 6 дней в две смены. В деревне была маленькая электростанция на берегу реки.
Свет включали с 16-ти до 24-х часов. В другое время суток пользовались керосиновыми лампами. А учителям выдавали по два литра керосина в месяц, чтобы они могли в ночное время проверить тетради.
Всему преподаванию был придан патриотический характер, устанавливалась тесная связь с жизнью, вводились военно-оборонные темы [12]. В 1942 – 1943 учебном году введён новый предмет - военное дело. Вот как вспоминает Низовцев Леонид Андреевич: «На уроках военного дела изучали гранаты и винтовку. Разбирали, собирали, учились пользоваться на практике, ходили на стрельбище, сдавали зачёт. Из 30-ти возможных очков (3-х патронов) я выбил 27 очков, сдал на «отлично», получил документ и значок «Юный Ворошиловский стрелок». На уроках пения разучивали Гимн Советского Союза, песни: «Широка страна моя родная», «Три танкиста», «Дан приказ ему на запад». Ходили на экскурсии в поле, лес и на опытную сельскохозяйственную станцию Губино» [7].
Горынцева Тамара Павловна нам поведала: «В классе висела карта Советского Союза, и учебный день начинался с пятиминутки, на которой мы слушали сообщения информбюро и на карте отмечали красными флажками расположение Красной армии. Было очень тяжело, когда приходилось относить флажки назад, а когда флажки продвигались вперёд, мы кричали «Ура!»» [4].
Было мало учебников, пособий, тетрадей. Наглядные пособия учителя изготовляли сами. Домашнее задание ученики выполняли на старых газетах, книгах, разных чистых листах. По словам Зубовой Людмилы Ивановны: «Большое внимание уделялось чистописанию. Только тем, кто научился хорошо писать, выдавали тетради, которые имели специальную разлиновку для 1, 2, 3-х классов, т.е. буквы были различной величины. Писали пером и чернилами, сделанными из сажи» [5]. Дети старались писать аккуратно и красиво.
В тяжелейшее время страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гёте, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре 1944 года состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги [14].
Учителя старались развивать у детей индивидуальные способности, проводили уроки-наблюдения, экскурсии в природу. По глазам детей Горынцева Мария Ивановна всегда узнавала, интересно ли им на уроке? Из рассказа Марии Ивановны: «Смотрю на учеников и мысленно повторяю слова из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»: «Все карие, серые, синие глазки смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, в них столько святой доброты. Я детского глаза люблю выражения…» Вот так и я любуюсь детьми» [3].
Из воспоминаний Чирковой Зои Ивановны: «Дети приходили в школу в любой мороз и любую метель. Мальчики - в отцовских шапках, больших валенках, девочки - в старых поношенных платках и не по размеру больших жакетах, старых пальто. Садились ближе к печке и слушали, как учитель рассказывал, или читал о войне, о жизни» [11].
Детям постоянно хотелось есть. В школе их отпаивали отваром из сосновой хвои. Вспоминает Низовцев Леонид Андреевич: «По хлебным карточкам полагалось 250 граммов хлеба. Выдавались карточки на крупу, масло, сахар, мыло. Но, как правило, эти товары мы никогда не получали. За хлебом надо было выстоять на морозе многочасовые очереди, поэтому выкупали на несколько дней вперёд. А какой хлеб-то был! На половину с овсом, колючий, как ёжик» [7].
Жители Шипицыно ходили на Вонгоду, чтобы поменять старые вещи на хлеб, зерно, картофель. Для многих было удачей найти весной на поле сладкую картошку. В тёплый период года жители собирали щавель, чеснок, грибы, ягоды, молодые сочные спороносные побеги хвоща (песты), стебли и пучки (цветочные почки) борщевика, сладкие пустотелые в виде гладкой дудки стволы дудника лесного, или дягиля. Заваривали чагу (берёзовый гриб), иван-чай, зверобой.
В 1944-1945 учебном году был осуществлён переход к обучению детей в общеобразовательных школах с семилетнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс семилетней школы и переводные экзамены в 4-х - 6-х и 8-х - 9-х классах. Были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников школы [14]. В 4-х - 5-х классах учащиеся сдавали 4 экзамена: русский язык (устно, письменно) и математику (устно, письменно). В 6 классе к этим предметам добавлялись ботаника и история, в 7 - физика, литература, Конституция СССР (всего 7 экзаменов). После окончания семилетки в Шипицынской школе для продолжения образования учащиеся поступали в 8 класс в г.Котласе. Обучение в 8-10-х классах было платным.
5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Учебный процесс был тесно связан с трудовым.
1 июля 1941 года Архангельский облисполком и Архангельский горисполком выносят решения о привлечении учащихся 7-10-х классов неполных средних и средних школ к сельскохозяйственным работам. Устанавливалась продолжительность рабочего дня от 6 до 8 часов, в зависимости от возраста и характера работы. Бригады формировались во главе с учителем. Школьники вывозили на поля навоз, торф, золу, куриный помёт, работали конюхами, косили сено, заготавливали силос и веточный корм, работали на прополке картофеля, турнепса, собирали колоски [13].
Из воспоминаний Коротенко Нины Константиновны: «Пионеры после уроков собирали оставшиеся на полях колоски, сушили их дома на печках и потом сдавали в школу. Приёмом колосков занималась старшая пионервожатая Валентина Васильевна. Тем ребятам, которые больше сдали, она показывала диафильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его балде» и др.» [6].
В школе было печное отопление, поэтому старшеклассники участвовали в субботниках по распиловке, колке и укладке дров. Помогали и дома. Леонид Андреевич Низовцев рассказывает: «Борьба с холодом в морозные дни, когда температура опускалась до – 40 градусов и ниже, была настоящей проблемой. Хуже голода. Дров зимой постоянно не хватало. После уроков шли с мамой в лес за дровами. Я спиливал дерево, отрубал сучья, а мама распиливала на кряжи. Потом их складывали на санки и тащили домой. Дома распиливали их пополам, раскалывали, клали на ночь в русскую печь, чтобы они подсохли» [7].
Школьники писали письма и собирали посылки бойцам. Девочки шили кисеты под махорку, которую любили курить солдаты, и красиво их вышивали, чтобы они напоминали о доме. Малыши несли рисунки. Взрослые собирали тёплые вещи. Тем ребятам и учителям, которые умели прясть и вязать, выдавали новые толстые белые канаты. Их распускали, затем пряли, чтобы была одна нить, и вязали для воинов носки и специальные перчатки, чтобы стрелять из винтовки и автомата: три пальца вместе, а указательный и большой – отдельно.
Из воспоминаний завуча школы Стариковой Варвары Александровны: «У учителей не было совсем свободного времени. После уроков шли проводить собрания в деревнях по заготовке молока, хлеба, сена. Для населения ставили спектакли и концерты. Организовывали субботники» [8].
Педагогический коллектив школы внёс большой вклад в патриотическое воспитание юных шипицынцев. Газета «Социалистический Север» освещала конференции в 1943 году. После традиционных докладов было вручено переходящее Красное знамя Приводинской средней школе, а её директор Морозков Николай Иванович получил ценный подарок – отрез на пальто. (Впоследствии Морозков Н.И. стал директором Шипицынской средней школы). Ценный подарок (отрез на юбку) был вручён и завучу нашей школы Верещагиной Марии Фёдоровне (приказ №105 от 26.08.1943г.) [2]. Нам сейчас странно слышать о таких подарках, но в те трудные времена это была лучшая награда за работу.
В августе 1943 года в стране были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне её. Ученики изучали их. «Правила для учащихся» способствовали укреплению воспитательной работы в школе [12].
В январе 1944 года в школе была создана комсомольская организация. По словам одной из первых комсомолок Коротенко Нины Константиновны, «комсомольцы занимались озеленением посёлка, организовывали концерты, помогали в строительстве клуба» [6].
Низовцев Леонид Андреевич вспоминает: «Первый клуб находился в старой избе, на месте нынешней районной библиотеки. Вместо кресел и скамеек были поставлены низенькие широкие чурки, а на них лежали толстые доски. Здесь же стоял кинопроектор. Чтобы подать электричество для лампы проектора, крутили динамо-машину по очереди два человека. Затем построили новый клуб в здании напротив нынешнего бара. Строили его всей деревней» [7].
Пионеры и комсомольцы были первыми помощниками учителей. Среди активистов были Будай Володя, Дворникова Нина, Кожевникова Галя, Ревякина Женя. В конце 40-х годов за 100% успеваемость и большую общественную работу, а также за работу и хороший собранный урожай на пришкольном участке, пионерской дружине школы было присвоено звание Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.
В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей страны и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей [12], в том числе и учителя нашей школы – Тропина Лидия Александровна, Чиркова Зоя Ивановна, Старикова Варвара Александровна, Горынцева Мария Ивановна и др. В самые трудные для страны времена школа стремилась не только уберечь от опасностей, обогреть, накормить, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вологодский центральный архив.- Ф. 60. – Оп.1.
2. Интервью с Верещагиной Марией Фёдоровной, 1920 г.р., от 27.01.1972г. – архив МОУ «Шипицынская СОШ».
3. Интервью с Горынцевой Марией Ивановной, 09.08.1916 г.р., от 27.01.1972г. – архив МОУ «Шипицынская СОШ».
4. Интервью с Горынцевой Тамарой Павловной, 1933 г.р., от 27.01.1972г. – архив МОУ «Шипицынская СОШ».
5.Интервью с Зубовой Людмилой Ивановной, 19.02.1939 г.р., от 16.10.2009г.
6. Интервью с Коротенко Ниной Константиновной, 1924 г.р., от 20.09.1989г. – архив МОУ «Шипицынская СОШ».
7. Интервью с Низовцевым Леонидом Андреевичем, 24.07.1930 г.р., от 08.01.2010г.
8. Интервью со Стариковой Варварой Александровной, 1908 г.р., от 27.01.1972 г. – архив МОУ «Шипицынская СОШ».
9. Интервью со Стёпыревым Николаем Васильевичем, 24.04.1936 г.р., от 10.09.2009г.
10. Интервью с Тропиной Лидией Александровной, 1893 г.р., от 02.06.1967 г. – архив МОУ «Шипицынская СОШ».
11. Интервью с Чирковой Зоей Ивановной, 02.01.1928 г.р., от 05.10.2009г.
12. Константинов Н.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение,1982.- С.124.
13. Сайт интернета:
http://www/arhcity.ru - Архангельск военный.
14. Сайт интернета:
http://www/Referat.Deport.ru - Школа в годы войны.
ПРИЛОЖЕНИЯ (щелкнув "мышкой" на фотографии, ее можно увеличить):
Приложение 1. Приказ о назначении первого директора школы.
Приложение 2. Дом Манаковой А.П. на улице Северной. Современный вид (март 2010 года).
Приложение 3. Бывшее здание школы на углу улиц Северной и Кожина (ранее Заводской). Современный вид (март 2010 года).
Приложение 4. Тропина Лидия Александровна, директор Шипицынской школы в 1944-1945гг.
Приложение 5. 7 класс. Они пошли в школу в 1944 году. Классный руководитель Зайцева (Чиркова) Зоя Ивановна.
Примечание: Материал дается по исследовательской работе Красюковой Дарьи Николаевны - ученицы 9 класса МОУ "Шипицынская средняя общеобразовательная школа" Котласского района. Научный руководитель - учитель географии той же школы Красюкова Ирина Валентиновна. На состоявшейся 20 февраля 2010 года районной учебно-исследовательской конференции "Юность Поморья" работа заняла 1 место. На шестых межрайонных Малых Стефановских чтениях, состоявшихся 25 февраля 2010 года в г.Котласе Архангельской области, работа заняла третье место.
Текст приводится в соответствии с оригиналом, не приводятся только введение и заключение, носящие сугубо специальный характер для школьной исследовательской работы.
Вернуться на главную страницу.
© Идея и дизайн - Барсуков Анатолий
При использовании материалов ссылка на сайт и авторов работ обязательна.