ВОНДОКУРЬЕ


 

ВОССТАНОВИМ ХРАМ,  БУДЕТ ЖИТЬ ДЕРЕВНЯ!

 

 

Низовцев Ким,

агропромышленный лицей № 43 п.Шипицыно

 

Руководитель

(так как это учебно-исследовательская работа)

Россомахина Инга Юрьевна,

преподаватель АГПЛ № 43

 

Введение

 

2 октября 2001 года произошло знаменательное событие не только для Котласа и Котласского района, но и всей Архангельской области и всего Северного региона – открытие автомобильного моста через Северную Двину. Жизнь нашего поселка очень сильно изменилась. Раньше попасть в Котлас летом можно было на поезде (через Ядриху), уехав рано утром и возвращаясь вечером, или по Северной Двине на пароме или теплоходе, преодолевая немалые расстояния до пристани на Горке. Зимой попажа была быстрее по ледовой переправе. А в весеннюю и осеннюю распутицу только поездом и можно было добраться. А теперь – в любую погоду, в любое время суток 15-20 минут на машине – и ты в Котласе! Шипицыно уже многие считают пригородом Котласа.

Каждый, кто впервые преодолевал новый путь Шипицыно-Котлас, конечно, не мог не заметить на подъезде к мосту небольшую деревеньку с полуразвалившимся храмом.

 

Храм у дороги –

Он нас видит и ждет.

Он, как старая мама,

Всегда рад и поймет,

Всегда примет, утешит,

Наши души спасет

Храм у дороги…

 

(Россомахина И.Ю.)

 

Впервые увидев, я не знал, что это за деревня, но было очень больно смотреть на церковь с покосившимся крестом. А после разговора со своим отцом я узнал, что деревня называется Вондокурье, а Храм – Святой Троицы. Но самой уникальной была мысль о том, что мои предки могли участвовать в строительстве этого храма! Известно, что первые поселенцы Шипицыно носили фамилии Березины и Кудрины. К концу XVIII века появилась третья фамилия – Низовцевы. В настоящее время в поселке проживает 3850 человек, из них 120 носят фамилию Низовцевы, теперь это самая распространенная фамилия. Мой прадед Никифор Алексеевич Низовцев был в Шипицыно кузнецом и имел свою кузницу, но был раскулачен. Возможно, что его руками или руками его отца были сделаны какие-либо кованые изделия и для Вондокурской церкви.

На некоторое время мой интерес к истории своей малой родины угас, но поступив учиться в Агропромышленный лицей № 43 поселка Шипицыно, где большое внимание уделяется нравственному воспитанию ребят, в том числе на краеведческом материале, я вновь заинтересовался историей своих предков, Вондокурского Храма и вообще вондокурской земли.

Оказалось, что очень много людей своими корнями уходят именно к этой местности! К примеру, бабушка Чаплинского Ю.А. – директора Агропромышленного лицея № 43 жила в деревне Словенское, главный бухгалтер  нашего же лицея Ерофеевская Л.П. родом из Бугино. На кладбище при церкви были похоронены прабабушка и прадедушка Казаковой Л.А., в девичестве Низовцевой, завуча нашего лицея. Известный в районе тракторист-машинист Юшкевич А.А. родился на Борку, учился в Вондокурской начальной школе. Был депутатом Верховного Совета РСФСР Епимахов В.В., родом с Прислона. Выходцами с вондокурской земли являются носители фамилий Баевы, Нюхины, Логиновы, Шиляковы, Большаковы, Ревякины, Вакорины, Голышевы, Ершовы.

Наши предки, давшие жизнь новым поколениям, сохранившим Русь-матушку, не жалели ни сил, ни средств на создание храмов. И, конечно, блистал своей величественной красотой когда-то и Вондокурский Свято-Троицкий. О былом величии храма свидетельствуют великолепные росписи, сохранившиеся на обваливающейся местами штукатурке. Его строители, мастера устюжской школы, предусмотрели все, чтобы их детище простояло века. Место, на котором возведена церковь, едва ли не единственное в деревне, которое не заливают вешние воды Северной Двины. Крепок фундамент, держатся еще арочные своды, но дожди и ветра сделали свое дело – кровля сильно пострадала. Но не только природа сыграла свою отрицательную роль, но и руки человеческие…

 

 

Из истории деревни Вондокурье

 

 

Что означает слово «Вондокурье»? В словаре поморского языка слово «курье» означает «длинный и узкий речной залив». «Вон, до курьи», отсюда Вондокурье.

Вондокурье упоминается в письменных источниках XV века. В грамоте 1423 года оно указано в числе владений великой княгини Марии Ярославны, жены Василия Васильевича Темного. В XVI веке дважды проводилась сошная перепись населения Устюжской земли, но писцовые книги не сохранились. В XVII веке наша местность входила в состав Устюжского уезда. Уезд делился на трети: Сухонская, Южная, Двинская. В Двинскую треть и входил Вондокурский стан.

В царской жалованной грамоте именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1715) от 7200 (1692) года Июля 25, Вондокурье упоминается как крупное село во владениях Строгановых. Как крупный населенный пункт, Вондокурье обозначено на картах XVI-XVII веков. Основными промыслами того времени были скотоводство, земледелие, обработка древесины для нужд судостроения.

Освоение новых пахотных земель и рост численности населения Вондокурья привели к необходимости создания нового церковного прихода, а значит, и строительства нового храма. В XV-XVI веках вся жизнь была пронизана общением с Богом. Без церковного благословения невозможно было ни родиться, ни умереть, ни обзавестись семьей, ни окрестить детей, ни похоронить родителей. Хозяйствование на земле также было связано с церковным календарем.

Первое упоминание о церкви в Вондокурье относится к 7 мая 1561 года. В Вондокурье тогда стояла деревянная церковь во имя Воскресения Христова, а настоятелем храма был поп Семен. Каменная церковь  была возведена в честь Святой Троицы в 1795-1806 годах, северный придел – в 1871 году. Известны и имена мастеров, выполнивших фрески, сохранившиеся до наших дней: «…исполнена живопись тщением Матфея Низовцева и Николая Большакова при священнике Якове Малиновском живописцем Иоанном Калиновским».

Казакова Л.А.: «Моя бабушка Клавдия Михайловна, 1903 г.р., рассказывала со слов ее предков, что на строительство Вондокурской церкви с местных жителей, принадлежащих данному уезду, взимали налог в виде яиц».

  Церкви принадлежало 12 деревянных лавок, которые сдавались в аренду. Приписаны две деревянные часовни: в деревнях Ядриха и Шипицыно. Было в приходе и две церковно-приходские школы: Вондокурская и Шипицынская. В Вондокурский приход входили деревни: село Вондокурское, Новое село, Бугино, Ногинская, Меглино, Нестерово, Межник, Манылово, Словенское, Борок, Усово, Пилатиково, Милославле, Прислон, Студениха, Ядриха, Шипицыно, Губино, Горка, Мышкино, Устькурье и другие. В 1889 году в них насчитывалось 454 двора, 1530 мужчин и 1599 женщин.

Деревня на своем веку повидала всякое. И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые.

В настоящее время в деревне зарегистрировано 54 дома, постоянных жителей – 9. Летом население значительно увеличивается за счет дачников. Самым старшим жителем деревни является Стрекаловская Мария Яковлевна, 87 лет (на Вондокурье с 1938 г.). Несмотря на преклонный возраст и тяжелый труд (работала на общих работах, на свинарнике, дояркой, в войну вручную заготовляла лес, была бригадиром-звеньевой по овощеводству), живет не в благоустроенной квартире, выделенной ей от совхоза, а в деревенском доме. С ностальгией рассказывала она о прежней жизни, удивляя некоторыми фактами.  Что в колхозе содержали кур и гусей, что когда заготовляли лес в делянках, то баню организовывали общую: мужики и бабы мылись вместе, что «много огурцов и помидоров наростало».

По воспоминаниям Баева Николая Александровича, коренного жителя Вондокурья (1937 года рождения), в 40-50 годы прошлого века в деревне насчитывалось около 100 дворов, был детский сад, прекрасный клуб, библиотека, медпункт, магазин, школа, сельсовет – все руководство было в Вондокурье.

Школа была большая, типовая –П-образная, 10 аудиторий, широкие коридоры. Детей было много, учились в две смены, классы были по 30 человек и больше, учиться ходили со всех окрестных деревень. Во время Великой Отечественной войны в школе продолжали учить детей, только вот некоторые, закончив 4 класса шли работать, так Шиляков Василий Александрович (1930 г.р.), родом с Нового Села, закончив начальную школу в Вондокурье, стал помогать взрослым. Всю жизнь до выхода на пенсию он проработал в сельском хозяйстве, был и заведующим фермой, и управляющим. Теперь вот на пенсии, зимует в квартире в Шипицыно, а с весны до осени выращивает овощи на вондокурской земле, в деревне у него дом.

Больше 40 жителей Вондокурья не вернулись с войны, погиб и брат Николая Баева Анатолий, а брат Михаил попал в плен в первые дни войны, был в концлагере в Бухенвальде, но выжил, в 1948 году вернулся на родину. Брат Королевой Галины Александровны Тюшев Николай погиб в Белоруссии, похоронен там же в селе Новая Гута Гомельской области. Причем в этом селе одна из улиц носит его имя, а местные жители ухаживают за его могилой. (Тюшевы были родом с Межника, родители Галины и Николая в 1921 году венчались в Вондокурской Троицкой церкви).

В конце 40-х годов директорствовал в школе Кулижных Сергей Афанасьевич, был добрым и справедливым. Учащиеся сами делали ремонт в школе, заготовляли дрова, за учебниками ездили на пароходе в старый Сольвычегодск. Котласская молодежь ходила на танцы в деревенский клуб: летом переправлялись на лодках, зимой – пешком по льду.

Семьи у вондокуров были в основном большие, Николай Баев был, например, восьмым ребенком в семье. Отец Николая был первым председателем колхоза «Красный огородник» (1935 г.), ходил в церковь, дети все были крещеные. Мать была верующая, рассказывала, что когда в 1937 году по указанию властей с церкви скидывали колокола, два местных мужика согласились помочь, так вот они потом бесследно сгинули, точно об их судьбе ничего неизвестно.

Старожил Мария Яковлевна помнит, как целыми подводами увозили иконы из церкви, куда-то в Котлас.  «Один мужик иконку-то о земь! Раскололась она, он и бросил. Я же подобрала – и сейчас она в доме». Последним служителем в Вондокурской церкви был протоиерей Воскресенский Николай Александрович, в 1937 году 29 марта был арестован, обвинялся в том, что являлся участником контрреволюционной группы, состоящей из Котласского духовенства, вел антисоветскую агитацию. Постановлением тройки при УНКВД по Севобласти от 25.07.1937 года приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 6.11.1937 года. Несколько лет церковь стояла закрытой, после войны ее передали колхозу под склад.

Был в деревне свой молокозавод, выпускали сыр, сливки, сливочное масло (маслобойку крутили вручную), продукцию переправляли на лодках в Котлас. Причем велась селекционная работа: в хозяйствах единоличников Северо-Двинское Губернское земельное Управление проводило конкурс среди коров, о чем свидетельствует «Аттестат Вондокурского краткосрочного Конкурса Молочности» (от 15 октября 1927 г.), выданный Баеву А.М. в том, что его корова подвергалась экспертизе и заняла на конкурсе девятое место. Работала артель «8-е марта» (прототип нынешнего ЖКХ), зимой чистили дорогу – запрягали 6 лошадей, а сзади деревянный треугольник, на лодках в любое время суток осуществлялась переправа за реку. В вондокурской конюшне после войны содержались лошади для РККА (Рабочее-Крестьянская Красная Армия), 10-15 голов, их держали на спецпайке, к сельхозработам их не привлекали, лошади были красивые, ухоженные.

В конце 40-х – начале 50-х годов на деревню или две приходилось по колхозу: в Вондокурье был колхоз «Новая жизнь», в Бугино и Новом Селе – «Первомай», в Межнике и Словенском – «Труд». Те, кто не работал в колхозе (их называли «отходниками» или «единоличниками»), обязаны были поставить государству мясо, молоко, яйца, шкуру свиную. В 1954 году указом президиума Верховного Совета РСФСР Удимский и Вондокурский сельсоветы были объединены в Удимский. В 1958-1960 годах колхозы стали укрупнять, образуется совхоз «Шипицынский» (1959), жизнь стала лучше, велось строительство жилья, строили дома в Куимихе, Уртомаже. Но в Вондокурье капитального строительства не велось, так как деревня находится в зоне возможного подтопления (тогда и начался отток жителей из деревни). Школу из неполной (семилетка) преобразовывают в начальную с четырьмя годами обучения. Коровы хорошо доились, высоки были урожаи картофеля, моркови, а особенно - капусты. Продукция поставлялась в ОРСы (отделы рабочего снабжения) и отправлялась в Воркуту, Инту, Мурманск. А в церкви работали селекционеры, был выведен сорт капусты «Вондокурка», семена даже отправляли в Америку. Кочаны родились по 10-15 кг. В совхозе были хорошие зарплаты, работникам давали путевки в дома отдыха, на курорты.

Но пришли другие времена. Реки хотели повернуть вспять (нач. 70-х годов, при Брежневе Л.И.). При исполнении этого замысла руководства Вондокурье было бы затоплено. Проводимая сельскохозяйственная политика лишает деревню перспективы. Закрывают школу. Люди переезжают, кто в Шипицыно, Куимиху, Котлас, а кто и еще дальше. Специально для работников совхоза «Шипицынский» в Шипицыно в 1973 году начинается строительство 100-квартирного дома, правда, жильцы заселились в него лишь в 1988 году. Примерно в 1978 году сгорел детский сад. Реки поворачивать вспять передумали, но людей вспять повернуть было уже нельзя. Была построена и дорога (1985 г.), но положение Вондокурья это уже не спасло.

 

Засыхают старые рябины.

Оседают старые дворы.

На вечерней улочке не видно

Ни влюбленных пар, ни детворы.

Никого – с гармошкою в охапке,

Никого – с цигаркою во рту,

И никто – ни в рюхи и ни в бабки,

И никто - ни в салки, ни в лапту.

Поутру нетронутые росы

Солнцу пить опять наедине:

Никого – с граблями к сенокосу,

Никого – на скачущем коне.

(О.Фокина)

 

Все это время (с послевоенных лет до конца 80-х гг.) Вондокурская церковь использовалась для хозяйственных нужд колхоза, потом совхоза. Был склад, хранили семенное зерно, так как лучшего места было и не найти – чисто и сухо. В южном приделе стояли трактора. В церкви был идеальный порядок, несмотря на то, что использовалась она не по прямому назначению. Все окна были застеклены, крыша не протекала, все было на замках, под присмотром кладовщика. И вот буквально за последние годы храм превратился в то, что мы можем наблюдать. На месте церковного кладбища находится теперь дорога, стоят дома дачников. Все, что можно было унести или увезти, бесследно исчезло.

Исчезли бесследно и очень многие деревни, которые некогда входили в Вондокурский приход: Борок, Усово, Круча, Костяшево, Пилатиково, Ямшаниха, Нестерово, Меглино и многие другие.

 

О восстановлении Храма Святой Троицы в Вондокурье

 

 

В феврале 2006 года в Котласе собралась инициативная группа людей, решивших, что храм нужно возрождать. В эту группу вошли жители деревни, депутаты и чиновники, городские предприниматели, журналисты и священнослужители. Это все люди, неравнодушные, стремящиеся сделать доброе дело, вот лишь некоторые из них: руководитель «Севводпути» Леонид Первушин, руководитель Приводинского ЛПУМГа Виктор Зубахин, директор нашего Агропромышленного лицея № 43 Юрий Чаплинский, преподаватель лицея Валентина Бирюкова, протоиерей Свято-Стефановского храма отец Николай, депутат городского собрания Галина Лиханова и многие-многие другие.

Первое посещение церкви состоялось в холодный февральский день, внутри – снег и горы мусора. Первое решение – провести уборку внутри и возле Храма, пригласить специалистов для обследования конструкций, разработать проект восстановления. Узнав о благом намерении, владыка Архангельский и Холмогорский Тихон рекомендовал как можно быстрее обратиться за поддержкой к людям, обещал благословение. Ведутся переговоры с районной и городской властью, чтобы тоже подключились к проекту. Глава МО «Котласский район» Николай Неронов поддержал инициативу, пообещав моральную и материальную помощь, но решать дальнейшие вопросы пришлось уже исполняющему обязанности главы МО «Котласский район» Алексею Семакову. Он и способствовал открытию счета на восстановление Храма Святой Троицы.

Восстановление Троицкой церкви началось с уборки хлама, скопившегося за десятилетия. Было проведено несколько субботников. 30 мая 2006 года трудовой десант наших лицеистов расчищал алтарь и второй зал, спустя несколько дней ребята-сироты трудились в первом зале и убирали около центрального входа. Все трудились с большим воодушевлением, не слышно было ни брани, ни недовольных высказываний, все понимали, какое важное дело они делают. Был убран метровый слой земли, старинные плиты вспомнили торжественную былую чистоту.

4 июня 2006 года как в давние времена под сводами Храма собрались прихожане, чтобы избрать приходской Совет. 47 человек присутствовало на собрании, председательствовал благочинный Котласского округа протоиерей Николай Карпец. Было решено создать в д.Вондокурье Котласского района православный приход и обратиться в Управление юстиции администрации Архангельской области по вопросу регистрации этого прихода, без изменений и дополнений принят Устав прихода (утвержденный Священным Синодом Русской Православной Церкви 09 апреля 1998 года). Председателем Приходского Совета был выбран местный житель Николай Баев, его заместителем – Анатолий Вохминцев, казначеем – Евстолия Епимахова, секретарем – Екатерина Щекина, председателем ревизионной комиссии – Василий Верховцев. «Это милость божья, что мы находимся в этом некогда великолепном храме, - сказал настоятель Свято-Стефановской церкви протоиерей Николай. – Пусть его восстановление станет символом жизни в деревне».

В День Святой Троицы 11 июня 2006 года впервые за многие десятилетия в Храме отец Николай отслужил молебен и провел обряд освящения березок. Какая акустика! Какие голоса! Красивый, непередаваемый праздник был подарен прихожанам, коих собралось столько, что едва вместили стены церкви. Были здесь и местные жители, и жители окрестных деревень, и котлашане, все, для кого особенно близок и дорог этот приход. Ярче и свежее сверкали настенные фрески, вот только иконостас был пуст…

Отец Николай организовал работу реставраторов Лабудина Б.В., Ляшенко Г.А., стоявших у истоков восстановления Котласской Свято-Стефановской церкви. Проведя тщательные обследования, они дали заключение, что Храм реставрации подлежит. Локальная смета составлена на сумму 1 млн. 400 тыс. рублей. Первыми свои взносы сделали местные жители и выходцы из деревень бывшего Вондокурского прихода, предприятия и организации.

В декабре 2006 года Свято-Троицкому Храму в Вондокурье исполнилось 200 лет. На юбилейное собрание (18.01.2007), проводившееся в Северном бассейновом управлении, приглашались все неравнодушные к истории Храма и его возрождению. Были подведены итоги работы за год, отмечены самые инициативные: Зубахин В.П., Крамарев О.Ю., Чаплинский Ю.А., Баев Н.А., Бирюкова В.П., Первушин Л.С., Виноградова Л.В., Мезенцева Г.А., Епимахова Е.В., Щекина Е.В., Завадский Н.Н., Шептяков Н.В., Михайлова Т.А., Данилова Л.М., Чиркова Е.Л., Ширшова Т.А., Лиханова Г.И., Раздобурдин Б.В. и многие-многие другие.

А 27 мая 2007 года в деревне Вондокурье собралось около 200 человек из деревень Бугино, Новое село, Межник, Ногинская, Прислон, Куимиха, Ядриха, поселка Шипицыно, города Котласа. В этот день в Свято-Троицкой церкви отмечался престольный праздник. Отец Николай поздравил земляков, кратко сообщил, что Вондокурский приход зарегистрирован, община создана, впереди ремонт храма и освящение престола епископом Тихоном. Затем был совершен водосвятный молебен и крестный ход вокруг церкви.

 

Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

          (Е.Баратынский)

 

 

И не только погода подарила людям праздник, блеснули талантами артисты досугового центра «Таусень» их Куимихи. Сельские жители не только песни подпевали, но и в пляс пустились. Праздник деревни удался!

К концу лета Алексей Медведев, доцент, кандидат биологических наук (АГТУ), выпустил брошюру «Возродим Храм Святой Троицы», в которой дана информация о храме, фотографии, и каждый, кто покупает ее, вносит свой вклад в восстановление храма. Тираж буклета всего 3 тысячи экземпляров, стоимость – 50 рублей. Многие люди с пониманием относятся к благому начинанию, приобретают буклет. Не жалеют эту сумму из своей небольшой пенсии старые люди.

Под зиму 2007 года на храме восстанавливали кровлю, основание выполнено основательное, покрытие – рубероид – временное, для консервации. Снят крест и отправлен на реставрацию в Лимендские ремонтные мастерские, кресты на приделы уже сделаны, нужна только соответствующая краска под золото. «Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал…» (В.Высоцкий). Дерево на купола заготовлено. В планах – снять большой купол для ремонта, чтобы потом на него поставить крест. Появится купол и крест – храм сразу же преобразится! Больше всего работы будет внутри церкви, необходимо сохранить старые настенные фрески, предотвратить их осыпание, освежить цвета. Об этих работах на очередном собрании по восстановлению Вондокурского храма (26.12.2007 г.) доложил Председатель Приходского Совета Баев Николай Александрович.

Заключение

 

Как мало осталось живых свидетелей вондокурской истории - коренных вондокуров-долгожителей! «Иных уж нет, а те – далече…» Стремление людей к лучшей жизни, благам цивилизации привели к тому, что погибло множество деревень, люди разъехались, потеряв свои корни. Нет ни отчего дома, ни могилы предков, своим детям и внукам уже нечего показать, да и рассказать уже можно слишком малую часть о жизни прадедов.

 

Это было в деревне, которой нету,

Но в которую можно вглядеться,

Потому что деревня эта

Называется нашим детством.

                                        (Романов А.)

Прежняя жизнь, кипевшая ранее, замерла, но сохранившиеся памятники архитектуры несут в себе частицу ума и души тех, кто их сотворил. Они ценны для нас тем, что таят возможность общения не только с людьми, которые их создали, но и с теми, кто жил, радовался, страдал в их присутствии. Но постепенно возрождается жизнь в уцелевших деревнях, благодатная земля принимает культурные семена и дает прекрасные урожаи. Все люди, с которыми пришлось встретиться, работая над этой темой, с радостью и болью делились своими воспоминаниями, сожалея об утраченной былой красоте Вондокурского храма и о том, что возможно не доживут до момента его воскрешения, ведь велик возраст и слабо здоровье. Но они благодарны всем тем, кто не жалея сил и времени, продолжает жизнь Храму, а следовательно и самой деревне.

И если мы сохраним хотя бы малую часть того, что еще осталось, это будет нашим вкладом в непрерывную цепочку поколений.

Стоит деревенька, и зелень лугов

Ее окружает, как прежде,

А рядом речушка вдоль берегов

Куда-то бежит в надежде…

В надежде на то, что люди придут,

Поправят столетние избы,

И вновь воцарится в деревне уют,

Смех и ребячьи визги.

 

Шипицыно, 2008 год

____________________________________

Источники и литература:

Бирюкова В.П. Возродим прежнее величие храма! // Двинская правда.-2006.- 4 мая.

Воспоминания Баева Н.А.

Воспоминания Стрекаловской М.Я.

Воспоминания Шилякова В.А.

Домашний архив Баева Н.А.

Домашний архив Королевой Г.А.

Клировые ведомости за 1889 г. (Архив г. В.Устюг)

Письмо из Регионального управления по Архангельской области ФСБ России от 4.12.2007 г.

Сборник «Поэзия севера», Арх-ск, 1966.

Фото и видеоматериалы Россомахиной И.Ю.

Хрусталев А. Страницы истории Вондокурья // Вечерний Котлас.- 2007.-22 июня.

 

 

 

 

Вернуться на главную страницу.

 


 

© Идея и дизайн - Барсуков Анатолий

При использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно" и авторов работ обязательна.