Комарицкая Николаевская церковь.
Прошлое, настоящее и будущее.
(исследовательская работа)
Устинович Полина Михайловна,
ученица 9 класса Забелинской средней школы
Котласского района Архангельской области
Научный руководитель -
Чупрова Ольга Федоровна,
учитель Забелинской средней школы,
руководитель школьного музея
На протяжении тысячи лет на Руси исповедовалась православная христианская вера. Возводились храмы, монастыри. Люди соблюдали православные заповеди, жили с верой в светлый образ спасителя. Великая Октябрьская Социалистическая революция изменила отношение людей к религии. За годы советской власти большинство церквей были закрыты и разрушены, верующие подверглись репрессиям, традиции православного воспитания разрушились. За прошедшее столетие выросло не одно поколение россиян, воспитанных в годы безверия и богохульства.
В последние годы всё чаще говорят о низкой нравственности и духовности современных граждан России. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулирует «национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа»4. Поэтому, возвращение к духовным и культурным истокам – актуальная задача нового времени.
История Комарицкой
Николаевской церкви
Комарица является одним из древнейших поселений на территории Котласского района Архангельской области. В настоящее время существует несколько версий возникновения названия Комарицы.
Первая версия – легенда о купце Комарове, которую знает едва ли не каждый житель окрестных деревень. В страшную бурю на Двине купец Комаров на своём терпящем бедствие торговом судне молился Николаю Угоднику о спасении. На том месте, где купец ступил на берег, он построил церковь в честь чудотворного святого (приложение 1).
Вторую версию связывают с географическим положением храма. Так как церковь находится во влажной лесистой местности, летом там бывает много комаров.
Мы предлагаем ещё одну версию возникновения названия деревни – от растения чемерица. В отчёте приезжавшего в Россию в 1618 году любителя растений и собирателя образцов животного царства англичанина Джона Традесканта, оставившего любопытные естественно-научные и ботанические наблюдения северной природы, описаны растения, которые исследователь привёз на родину из многочисленных экспедиций. Из Архангельска он привёз в Англию лиственницу, поморский шиповник, который он называл „Rosa Moscovita“ („Московская роза“), и пурпурную герань. На острове против Архангельска Традескант нашёл много Helleborus albus (Чемерицы белой), которая по-русски зовётся „комарицей“8. От этой травы также могло произойти название деревни, ведь в окрестностях Комарицы это растение встречается довольно часто.
Впервые Комарица (Гагарки, Щабуры) упоминается в летописных документах середины XVI века. Тогда это было большое село – центр пяти волостей, все жители которых называли себя комаричанами. И славились они по всей Северной Двине от Архангельска до Великого Устюга земледелием, скотоводством и судостроением. Продавали хлеб, мясо и промысловые суда: лодки-шитики, обласа, дощаники и насады для перевозки товаров по Двине. В канун 1624 года английский механик Головей спроектировал для Спасской башни Московского кремля новые часы. Путешественник Павел Алеппский писал: «Над воротами возвышается громадная башня, где находятся чудесные городские часы, знаменитые во всём мире по своей красоте и устройству и по громкому звуку колоколов, который слышен более чем на 10 вёрст...» Часы изготовлены кузнечных дел мастерами Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым Вирачевым, вызванными из Устюжского уезда, а точнее, из... верхнедвинской Комарицы6.
Из книги А. Н. Хрусталёва9 мы узнали, что в 1539 году Троице-Гледенский монастырь получил от царя «список несудной грамоты» на семь деревень в Сольвычегодском и Устюжском уездах. В числе этих деревень «…на речке Канза, волость Канза Комарицкого стана…». На карте России 1614 года, составленной известным голландским картографом XVII века Гесселем Герритсом по автографу царевича Фёдора Борисовича Годунова (1589-1605), отмечен погост Николо-Комарицкий. По официальному административному делению тех лет Комарицкий стан делился на верхний и нижний (по течению реки Северная Двина). Комарицкий стан нижнего конца включал волости: Канза, Юрьев-Наволок, Евда, Усть-Евда, Шеломя.
В 1613 году Комарица подверглась разорению и разграблению польскими бандами под предводительством пана Якова Яцкого. Писцовые книги тех времен пестрят записями пустошей, «что были раньше деревни». Недвижимости были сожжены, а движимые ценности – разграблены.
До 1668 года Комарица входила в состав Ростовской Епархии, после, по свидетельству Устюжского летописца, была учреждена Великоустюжская епархия. По переписи 1623-1626 годов в Комарице насчитывалось 63 двора и упоминается, что 23 принадлежали крестьянам, 5-церкви и 11-монастырям.
Первоначально на месте нынешнего каменного храма стояли две деревянные церкви: Афанасьевская, постройки 1750 года и Николаевская, более древняя и ветхая. Причиной постройки нынешнего храма стал пожар в 1772 году, уничтоживший приходскую Афанасьевскую церковь. Вторая, уцелевшая от огня деревянная церковь, была разобрана, и было принято решение о строительстве нового каменного храма. В клировой ведомости читаем, что церковь построена «…тщением и усердием прихожан», «…боголюбским подаянием». Строительство храма, столь величественного для сельской местности осуществлялось на средства не только крестьян, но и богатого купечества.
Благословление и храмозданную грамоту на строительство нового храма в Комарице дал Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13 марта 1773 года. Строительство храма продолжалось в течение восьми лет при непосредственном участии приходского священника Симеона Михайлова и церковного старосты Василия Кузнецова, которые занимались заготовкой стройматериалов, искали и нанимали «церковных мастеров», «иконников». Масштабы строящегося храма были впечатляющими. Он был задуман как двухэтажный о трёх престолах.
В холодной церкви на втором этаже престол во имя Николая Мирликийского чудотворца. На первом этаже – престолы Рождества Пресвятой Богородицы и Святейшего Афанасия Патриарха Александрийского. Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 4 февраля 1783 года дал благословление на освещение Афанасьевского придела, предписав совершить его десятоначальнику священнику Вотлажемской Михаило-Архангельской Городецкой церкви Фоме Прокопьеву. Торжественное освящение вскоре было проведено при участии священников окрестных церквей и большом стечении народа. Позднее, в 70-х годах XIX столетия, с северной стороны храма, ближе к колокольне, был пристроен второй придел, престол, который был освящён в 1876 году по благословлению епископа Вологодского и Устюжского Феодосия во имя Святой Мученицы Параскевы. С этого времени Комарицкая церковь стала четырёх престольной.
По данным клировых ведомостей за 1830 год, при церкви значились священник, диакон, дьячок и пономарь, то есть полный клир. Жалованья и оклада ими не получалось, следовательно, содержание их лежало целиком на приходе. Немаловажным источником дохода являлась земля, которой, по данным клировых ведомостей на 1860 год, числилось за церковью почти 53 десятины. Часть её отдавалась в аренду крестьянам, а вырученные от этого средства делились соответственно по чинам, остальная обрабатывалась собственными силами. Общий доход Комарицкой церкви в 1860 году составил 684 рубля 61 копейку, то есть на жалование приходилось чуть больше трети. В клировых ведомостях за 1916 год читаем, что по штату в Николаевской Комарицкой церкви полагался священник, дьякон и псаломщик. Дома для священнослужителей деревянные, построены тщением прихожан. Для священника в 1897 году, дьякона в 1891 году, псаломщика в 1887 году. При церкви имелось 11 деревянных лавок, построенных в 1908 году. В библиотеке 262 книги религиозно-нравственного содержания. Жалование священника составляло 141 рубль 12 копеек, дьякона 23 рубля 52 копейки, псаломщика-35 рублей 28 копеек. В 59 деревнях числилось 858 домов, из них 4 дома духовных служащих, остальные крестьянские. Приход насчитывал 4936 душ населения, из них 2401 мужского населения и 2535 женского. Самыми крупными деревнями были Кузнецово (46 домов, 364 жителя), Печерино (37 домов, 226 жителей), Захарьино (35 домов, 189 жителей), Семушинская (36 домов, 174 жителя), Канза (30 домов, 173 жителя), Косминское займище (29 домов,128 жителей), Федотовская (28 домов, 168 жителей), Забелинская (27 домов, 154 жителя). Из жителей 15 относятся к семьям духовенства, 246 военнослужащих, остальные крестьяне.9 В приходе имелось 4 училища: Высшее начальное, Министерское двухклассное, Забелинское земское и Вонгодское земское. По данным на 1909 год Комарицкий Николаевский приход объединял в себе 58 деревень, в них насчитывалось 769 дворов с населением 4494 человека, и по экономическому состоянию он относился к числу самых устойчивых и сильных в округе1.
Великая Октябрьская Социалистическая революция поставила русскую православную церковь перед необходимостью адаптации к новым условиям. 23 января 1918 года властью большевиков был принят декрет «Об отделения церкви от государства и церкви от школы». Государство брало под свой контроль опекунство над учебными заведениями, оформление актов гражданского состояния населения, сбор средств на нужды церковных общин, обладание правом собственности на землю, строения и храмовые предметы. Из всех общественных мест удалялись иконы, в школах отменили преподавание Закона Божьего, предметы, представляющие собой художественную ценность, конфисковывали и отправляли в музеи2.
Прихожане, оставшиеся верными Богу и Вере подвергались репрессиям, гонениям, уголовным преследованиям. Многим из них больше не суждено было выйти на свободу. Печальная участь постигла и Николаевскую церковь. В 1923 году Комарицкий приход закрыли. В биографическом справочнике «За Веру Христову» мы нашли сведения о пострадавших за веру прихожан Комарицкой Николаевской церкви:
Вирачев Маремьян Прохорович родился в 1859 году д. Кузминское Займище, Котласского района, из крестьян. Был прихожанином храма. Арестован 3 июня 1931 года по обвинению "контрреволюционная агитация, участник контрреволюционной группировки церковников". К счастью, этому прихожанину повезло. Судом Коллегии при ОГПУ 28 ноября 1931 года Мартемьяну Прохоровичу вынесен приговор: из-под стражи освободить в связи с прекращением уголовного дела.
Налетова Анна Емельяновна родилась в 1870 году в д. Кузминское Займище Котласского района, из крестьян. Проживала там до 3 июня 1931 года, была прихожанкой храма. 6 августа была арестована, а 28 ноября 1931 года осуждена Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ за "контрреволюционную агитации и участие в контрреволюционной группировке церковников". Приговорена к 3 годам высылки в Северный край, затем 5 января 1932 года ей заменили приговор ссылкой в Западную Сибирь на 3 года. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирована 27 октября 1989 года3.
Самые страшные страницы в истории Русской Православной Церкви - 1937- 1938 годы, когда правительством был взят курс на полное уничтожение религии. Тогда за веру в Бога зверски убивали и духовенство, и мирян. По любому доносу священнослужители подвергались аресту. Обвинение, как правило, предъявлялось по "политической" 58-й статье - в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Комарицкую церковь до 1950 года использовали под колхозный склад. Старожилы вспоминают, как варварски старались её разрушить: сжигали иконы, церковную утварь и книги, сбрасывали колокола. Местные жители смогли сохранить лишь малую часть икон12.
Деревня Комарица в середине ХХ века ещё продолжала оставаться центром для всех близлежащих деревень: Забелинской, Лывиных, Заберезника, Гишкина, Ефремовской, Печерина. В Комарице находилась почта, пекарня, два магазина, кофейня, двухэтажная контора (на первом этаже – столовая, на втором – сельпо), ветеринарный пункт, конно-почтовая станция, пристань, 4-х классная школа, навесной рынок с торговыми лавками и недействующая церковь. В Комарице проживало в то время около 50 человек: Коковины, Щукины, Пятлины, Постниковы13 .
Оживлённым местом в деревне Комарица была пристань. Сюда причаливали не только транзитные пароходы, но и пригородные. Большие пароходы работали на угле, а пригородные – на дровах. На пароходах можно было посетить буфет. Это был удобный вид транспорта, поэтому прибывающих и отъезжающих было много.
Начальником почты был Веселков Иван Егорович. Посылки привозили на больших транзитных пароходах «Желябов», «Пушкин», «Иван Каляев». В Комарице почту складывали в большой кожаный мешок и везли на лошадях до деревни Телегово. Выделяли сопровождающих с огнестрельным оружием12.
Долгие годы разрушалась Комарицкая церковь. Проржавело ни разу не крашеное железо. Выпали стёкла из сгнивших переплётов рам. Снаружи штукатурка здания обвалилась. Внутри храма – неописуемый бардак. На первом этаже уже не заметны следы настенной росписи. На месте многоярусного иконостаса начертана всевозможная скверна. В верхней церкви стены на высоту человеческого роста обшарпаны. Выше ещё чудом сохранились фрески, с которых скорбно глядят лики святых.
В разные времена предпринимались попытки расширить проёмы, разбирать храм на кирпичи, но древняя монолитная кладка оказалась столь прочна, что из этого ничего не вышло. Брошенная в десятилетия забвения, сдерживала церковь натиск непогоды, озорства и злого умысла. Но время делало своё дело, и с годами даже название церкви стали забывать. И не могла она позвать людей ни гулом колокола, ни призывом священника: «Миром Господу помолимся!». Всё это было отнято у неё, и «мерзость запустения» разила «невидимым козлом» в каждом уголке поруганной Божьей обители. Нет и того многолюдья, что было в местных деревнях. И жизнь в этом краю тихо умирает. Многие названия деревень позабыты, а в оставшихся доживают свой век пенсионеры, так и не увидевшие «светлого будущего»4.
Комарицкая Николаевская церковь сегодня
Более 87 лет Комарицкая Николаевская церковь была заброшенной. Последний раз 90 лет назад ее посетил Алексий, епископ Великоустюгского викариатства.
Судьба храма волновала сердца многих людей. Изучением его истории на протяжении почти двадцати лет занимался местный краевед – врач-неонатолог Котласской городской больницы Александр Николаевич Хрусталёв (Приложение 2).
Александр Николаевич Хрусталёв родился в 1958 году в городе Вичуга Ивановской области. В 1980 году после окончания Ивановского медицинского института был направлен в Котласскую городскую больницу. Историей православия интересуется со студенческих лет. Объездил все города Золотого кольца. Попав на Север, был удивлён количеством православных святынь нашей местности. Особый интерес тогда вызвал соседний Великий Устюг. Когда в 1981 году купил дачу в трёх километрах от Комарицы, был поражён красотой церкви и начал изучать её историю. Александр Николаевич собрал у себя дома уникальные материалы, статьи, фотографии, копии документов, хранящихся в архивах Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга. Значимым событием 2010 года был выход в свет подарочного издания книги Хрусталёва «Достояние веков», в которой автор не только опубликовал результаты своего многолетнего исследования истории храма, но и описал многие сюжеты фресок верхнего придела.
Ещё одним событием 2010 года стал приезд в наши края инока Троице-Сергиевой Лавры отца Владимира (приложение 3). Он родился в 1954 году городе в Сыктывкаре республики Коми, в христианской семье, но род Веселковых веками поживал на котласской земле. Прадед родом из Захарино, что в нескольких километрах от Комарицы, а прабабушка из Новинок. Дед, Фёдор Андреевич Веселков, родился в 1886-м. Срочную службу в армии он отбывал в Петербурге и там встречался с Иоанном Кронштадтским, у него, видимо, и получил благословение учиться на священника. Духовное училище заканчивал уже в сане дьякона, церковный приход ему дали в ста километрах от Устюга, в селе Вострое, которое прежде называлось Монастырка. Потом были разные места служения, а когда пришла советская власть, начались гонения, аресты. В Сыктывкаре в тюрьме на допросах Фёдора Андреевича били и он ослеп. Из-за этого, наверное, и отпустили на поселение. В кочпонском Свято-Казанском храме он стал молиться перед иконой Казанской Божией Матери и прозрел. Священник тайно поехал в Архангельск, где его назначили благочинным Коми округа. В последний раз арестовали настоятеля 6 августа 1937 года, увезли в Сыктывкар и больше о нём ничего не известно. В 1989 году Фёдора Андреевича реабилитировали. В справке написано, что он умер в 1942 году. Позже архивы открыли точную дату расстрела – 25 августа 1937 года. А могила его так и не найдена7.
После окончания школы внук Фёдора Андреевича Владимир Веселков окончил Московский индустриальный институт (по профессии инженер – экономист), отслужил в армии. Работал директором предприятия в Москве. После смерти отца в 1993 году, почти 40-летним он пришёл в монастырь. Первое послушание было в 1996 году - поехать в Вилегодский район Архангельской области, восстановить храм в селе Павловск. Вскоре его перевели в Архангельск, строить храм Александра Невского на Варавино, в1998 году отец Владимир восстанавливал храм в Верколе. В 2001 году послушника перевели в Опарино, что в 30 км от Троице-Сергиевой Лавры, на восстановление Богоявленского храма. За 9 лет построили подворье, два братских корпуса. В 2010 году старец благословил инока на восстановление нового храма, а какого именно, подскажет Николай Угодник. В поиске храма отец Владимир использовал сеть Internet, где и наткнулся на изыскания Александра Хрусталёва.
К тому моменту, когда инок приехал на землю предков с целью возрождения православной святыни, на территории храма и вокруг была страшная разруха. Внутри ветер гулял, дождём поливало. Жилья рядом никакого. Отец Владимир с помощником Николаем поставили палатку рядом с храмом и первым делом взялись за уборку. Удобрения, которые хранились раньше в нижнем храме, так слежались, что, стоя на земляном полу, можно было рукой до потолка достать. Эту грязь и стали расчищать в первую очередь с помощью жителей окрестных деревень и добровольных помощников. Отец Владимир – хороший организатор. Пока послушник Николай с добровольными помощниками вручную убирали скверну, инок обошел все предприятия города и района, обратился за помощью к местной власти11.
В первую очередь с помощью Котласского ДРСУ и своими силами была сделана дорога к храму. Стараниями добровольных помощников очищена территория вокруг церкви от мусора и скверны, убрана вся земля до каменного основания и накопившаяся грязь внутри храма, почищена и перекрыта крыша над приделом Рождества Пресвятой Богородицы. В нижней «тёплой» церкви уже вставлены двери, окна, стоит печка для водяного отопления (на 400 литров), в алтаре возвышается престол. Посильную помощь оказывают предприниматели Котласа и Котласского района. Стены храма были исписаны вандальными надписями – свидетелями безбожной глупости посещавших храм «туристов». Очисткой стен от почти вековой пыли и скверны занимались учащиеся Забелинской средней школы (приложение 4).
К сожалению, фрески в нижнем храме вообще не сохранились. Да и наверху уже гибнут. Восстанавливать их будут по фотографиям, сделанным в последние годы в большом количестве.
Все летние месяцы шло строительство дома для трудников. Послушники Лавры проживали прямо возле церкви в палатках. И только к осени возле храма выросла изба. Изба – довольно большое здание, построенное опытным строителем Веселковым по собственному проекту. Внутри жилые тёплые помещения, а по периметру – различные мастерские, с верстаками и прочим оборудованием. Вверху – комнаты для гостей. Всё делается добротно, основательно, надолго…
15 октября 2010 года возле возрождающегося храма жители деревень Печерино, Федотовской, Забелинской, Ефремовской и города Котласа встречали епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в сопровождении священнослужителей из Архангельска, Котласа, Коряжмы, Туровца и Вычегодского. Епископа сопровождали глава МО «Котлас» С.Н.Мелентьев, глава администрации МО «Котласский район» В.Н.Апраксин, предприниматели и руководители предприятий.
Епископ Тихон освятил поклонный крест, установленный на месте бывшего погоста около Комарицкого Николаевского храма. Сам чин освящения проведен по всем канонам православия: была произнесена совместная молитва, звучали песнопения, епископ Тихон окропил святой водой поклонный крест и всех собравшихся. Этот символ христианства изготовлен и установлен на средства благотворителя М.М.Самошкина по инициативе Александра Николаевича Хрусталёва10.
Отец Владимир познакомил высоких гостей с Николаевским храмом, показав огромный объем работ, выполненных за короткий промежуток времени. Епископ Тихон, не скрывая своего восторга от увиденного, дал добро на дальнейшее восстановление храма. Это была последняя поездка епископа Тихона по округу. Всего неделю спустя жизнь владыки оборвалась.
Планы и перспективы
Отец Владимир ответственный, талантливый работник, энергичный, умелый руководитель. Об этом говорят те изменения, которые произошли с Комарицким храмом за лето 2010 года. Мы спросили у инока, какие планы он строит на будущее.
Очень рассчитывает отец Владимир, что приедут мужики среднего возраста, со строительными профессиями. Поселить есть где, работы много, и сделать её хочется быстро. Когда закончится восстановление нижнего храма, в верхнем леса поставят, изнутри к куполу начнут подниматься и на крышу выйдут, перекрывать её начнут. Уже ставят пилораму, сами доски делать начнут. Доски не только себе, но и на продажу пилить планируют. На храм зарабатывать надо и работникам платить.
Будущее отец Владимир видит и в возрождении сельского хозяйства. Уже весной будет начата обработка первых гектаров земли около храма. Священнослужитель верит, что вокруг церкви снова образуется село, за дорогой смогут построить небольшой завод, на котором будут перерабатывать продукты сельского хозяйства, построят коровники (примерно на 500 хороших коров). Люди смогут получить работу и продавать свежие молоко, овощи и многое другое.
Нас тоже волнует будущее родной земли. О возможности восстановления Комарицкой церкви давно говорят в народе. Мы провели анкетирование среди местного населения с целью: изучить религиозные взгляды односельчан и узнать их мнение о восстановлении Николаевской церкви в Комарице (приложение 5).
Всего в анкетировании приняло участие 53 человека. Из них 16 мужского пола и 37 женского. Возраст участников от 14 до 70 лет. В анкете было 5 вопросов с выбором ответа.
Среди респондентов 98% считают себя православными христианами, 2% неверующие. Исповедующих другую религию не оказалось.
Регулярно посещает церковь только 2%, 10% довольно часто, 78% редко и 10% анкетируемых не посещает храм совсем.
Считают необходимым продолжать восстановление Комарицкого храма 96% анкетируемых, 2% считают, что это нецелесообразно, и 2% респондентов безразлично.
Из всех анкетируемых 9% не готовы помочь в восстановлении святыни. Остальные 91% готовы принять участие в восстановлении разными способами: 26% могут пожертвовать денежные средства, 42% человек готовы пропагандировать среди населения, 81% респондентов готовы работать физически. 9% предложили свой ответ – помощь продуктами питания для работников.
Таким образом, мы видим, что основная часть населения Федотовской – православные христиане. При этом большинство из них редко посещают церковь. Жители деревни считают нужным восстановление Комарицкой Николаевской церкви, основная масса людей готова помочь в восстановлении разными способами, главным образом, физическим трудом и пропагандой.
Ответы односельчан показали, что возвращение к Вере в нашей деревне начинается, и восстановление православной святыни в нескольких километрах от Федотовской может послужить началом духовного и нравственного возрождения забелинцев.
Заключение
Прошедшие два десятилетия после славной даты тысячелетия крещения Руси займут особое место в истории Русской православной церкви. Восстанавливаются из праха многочисленные православные святыни, храмы, монастыри. Возрождаются забытые традиции, открываются православные учебные заведения, воскресные школы. Снова на улицах городов и сёл, по дорогам через всю Россию идут торжественные крестные ходы со святыми иконами. И колокольный звон, призывая в храмы, возвышает души людей. Этот нелёгкий, но радостный процесс возвращения к своим истокам, к православной вере происходит и в нашем районе. В советское время почти все храмы Котласского района были закрыты, некоторые из них разрушены, подавляющее большинство священников репрессировано. К началу 70-х годов ХХ века действующими на территории остались только 3 храма, и не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. Сегодня уже восстанавливаются Вондокурская Троицкая и Удимская Васильевская церкви. Строятся часовни, устанавливаются поклонные кресты. Летом 2010 года началось восстановление Комарицкой Николаевской церкви – красивейшего храма на берегу Северной Двины.
Сегодня мы заново учимся понимать прошлое и настоящее. Со временем приходит мысль, что наше возрождение – это, прежде всего, возрождение духовное. Мы по-новому всматриваемся в Россию. И вот уже из прошлого возвращается к нам родина – Святая Русь: святыни нашей земли, всё лучшее, что было в нашей истории и что составляет её смысл. Нам дорого наше будущее, благополучие Родины, нашей деревни.
В ходе изучения истории Комарицкой Николаевской церкви во-первых, мы проанализировали литературу по данной теме. Во-вторых, собрали воспоминания старожилов и ветеранов. В-третьих, познакомились с мнением жителей деревни Федотовская по вопросу восстановления Комарицкого храма. С результатами работы выступили на общешкольном родительском собрании в феврале 2011 года.
Мы верим, что благое дело восстановления храма будет продолжено, а принципы православия будут жить вечно на нашей суровой, но прекрасной северной земле. Хочется верить, что православная жизнь вновь возродится в Николаевском храме и заблестят позолоченные купола над бескрайними просторами Северной Двины.
Практическая значимость исследования: восстановлена одна из страниц истории православных храмов Котласского района, пополнен воспоминаниями архив школьного музея МОУ «Забелинская СОШ».
В перспективе исследования – продолжить поиск материала о жизни священников Комарицкой церкви в Государственном архиве Вологодской области.
Библиографический список
Архивные источники
1. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп. 1. Д.8786.
Печатные источники
2. Горынцев, Д.Л. Реализация декрета «Об отделении церкви от государства и церкви от школы» на территории Великоустюгского и Сольвычегодского уездов Северо – Двинской губернии. [Текст] / Двинская земля. Вып. 5. Материалы пятых межрегиональных общественно – научных историко – краеведческих Стефановских чтений. – Котлас: ЭЛПА, 2007. – 308 с.
3. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник [Текст] / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с.
4. Каптиков А., Алещенко Н. В стиле русского барокко. [Текст] // Двинская правда. 1989. 19 июля. Стр.3.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009. – 38 с.
6. Копытков, В. Шедевр из Комарицы.[Текст] // Двинская правда. 1969. 2 декабря. Стр.4.
7. Сизов, М. Священномученик Феодор Веселков и его потомки. [Текст] // Вера. 2010. 29 октября. Стр.31.
8. Трапезников, В.А. Северный Край. Журнал, издаваемый Вологодским Обществом изучения Северного Края., январь-февраль 1922 г. [Электронный ресурс] : http://www.booksite.ru/ Дата обращения: 20.12.2010.
9. Хрусталёв, А. Н. Достояние веков: Страницы истории Николаевской церкви (1773-1781 гг.) в деревне Комарица Котласского района Архангельской области. [Текст] / А.Н. Хрусталёв. – Котлас, 2010. 180 с.
10. Хрусталёв, А. Н. Над Северной Двиной появился поклонный крест [Текст] // Вечерний Котлас. 2010. 27 октября. Стр.14.
Устные источники
11. Запись воспоминаний Веселкова В., сделанная 08.01.2011.
12. Запись воспоминаний Вяткиной Л.А., сделанная 18.12.2010.
13. Запись воспоминаний Ковалёва В.М., сделанная 12.11.2010.
14. Запись воспоминаний Михина И. В., сделанная 15.06.2005.
Приложения:
Для сайта работа предоставлена О.Ф.Чупровой в версии для выступления на Архангельской областной учебно-исследовательской конференции "Юность Поморья", 2011 год. В данном представлении сокращены обязательные для такого рода работ оформительские элементы.
Вернуться на главную страницу.
© Идея и дизайн - Барсуков Анатолий.
При использовании материалов ссылка на сайт и авторов работ обязательна.