ВОНДОКУРЬЕ |
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ДЕРЕВНЕ ВОНДОКУРЬЕ
Бирюкова Валентина Петровна,
преподаватель Шипицынского АПЛ,
2007г.
«Какие люди из наших селений?!» - красная нить в системе нравственного воспитания учащихся в нашем агропромышленном лицее № 43 – это и глубокое уважение традиций малой Родины наших воспитанников, это и познание того края, где они сейчас находятся, обучаются мастерству профессии, избранной ими по случаю или по зову сердца, где происходит дальнейшее формирование характера, становление личности, влияние на которую так оказывает изучение истории нашего края, Северного, судеб людских заметных и малоизвестных,… Современный город Котлас и Котласский район – дети одних прародителей, селения Устюгсого уезда, одной Духовной Епархии, объединяющей г.Великий Устюг и четыре округа, а второй округ едиными славил Зосимо-Савватиевскую церковь, Котласскую Стефановскую; Шемогодскую Богородскую; Шемогодскую Николаевскую; Бабаевскую Богородскую; Приводинскую Николаевскую; Князь Владимирскую Красавинскую; Бобровниковскую Богородскукю; Спасо-Преображенскую Вонгодскую; Вондокурскую Троицкую; Реважскую Николаевскую; Синегодскую Богородице-Успенскую; Удимскую Васильевскую; Туровецкую Богоявленскую; Ярокурскую Спасо-Преображенскую; Телеговскую Троицкую; Вотлажемскую Троицкую; Городецкую Михайло-Архангельскую; Комарицкую Николаевскую; Нокшинскую Богородицкую церковь… «У, некрещенный, нехристь», - это слова, выражающие вершину аморального поведения человека. Церковь для человека была основой основ во всем. Нехристи устроили мясорубку гражданской, репрессий людских… Для меня страшное словосочетание «Котласский Гулаг» прошло через сердце, так как сама из высланных, жила на Почтовом, а территория от Мясокомбината и до ДОКа – это Котласский лагпункт (теперь гаражи на Пугачева, платная стоянка автомобилей). Жизнь заключенных в Котласском лагпункте была аналогичной описанной в «Одном дне Ивана Денисовича» Солженицыным. Познал лагпункт наш и Петр Вельяминов, создавший такие пронзительные образы в к/ф «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». Заключенные, высланные – это часть значимая в истории нашего города, становление его, ибо годы доказали, что репрессированные были незаурядными людьми и в труде и в быту, в единении, любви к жизни… «Уныние – тяжкий грех» - эти слова как бы постоянно напоминала репрессированная, униженная, но неунижаемая церковь за рекой, в богатом благодатном Вондокурье, охраняющая поддерживающая, любящая, как мать старенькая, немощная, успокаивающая свое дитя, благословляющая его, успокаивающая его. Три оврага, ямы на нашем Котласском берегу напротив Вондокурья стонут об этих страшных годинах (годах, летах), когда сюда, в овощехранилища свозили люденьков на гибель, страдания – строителей города Котласа. Выжившие потом строили дома свои, растили детей, стремясь воспитать их хорошими людьми, честными, трудолюбивыми, не несущими зла – знающими заповеди христианские. Эти слова мои – гимн людям, познавшим, что такое Северный край, что такое Котлас, земля которого стала для многих вечно родной, стали они землей этого края, родили нас, для которых Котлас – милая прекрасная малая Родина… Мост железнодорожный, построенный надолго, как бы подчеркивал о силе, возможности, значимости Человека, трудолюбии, выносливости нечеловеческой его… Стонет в воспоминаниях об этом памятник строителям моста на ДОКе, а Вондокурский Храм Святой Троицы, поруганный, порушенный, вновь был очень значим в эти годы и для хозяйственных нужд, и для истерзанных душ строителей, взирающих на ангела, крест этого Храма… Годы шли, летели, и возле ям-овощехранилищ, котласских жилищ раскулаченных, привезенных отовсюду, появился городок сторителей автомобильного моста, символичность единения рвущихся к Храму за рекой душ страдальцев и живущих сейчас в городе, младшего и старшего поколений: влечет он кого позагорать, порыбачить, удаль молодецкую показать; кого повспоминать о былом, о проделанном огромном труде по восстановлению сельского хозяйства… Богата эта земля, все родила, кормила город и капустой, и морковью, и огурцами, и турнепсом, и картошкой… А коровушек, лошадок баловала необычайным ароматным сеном заливных лугов… Нет этого теперь, за реку переезжали на лодочках, чтобы помочь селянам не запустить землю, ибо в крови каждого котлашанина течет кровь крестьянина, христианская… Стоит железнодорожный мост, взирая издали на своего младшего брата, автомобильный, который не выдержал испытаний, чуть не порушился… Сколько отдыхающих пропустил он по себе, как бы говоря: Как прекрасна Земля наша вондокурская, приходите, купайтесь, загорайте, трудитесь, не гаьте, не плюйте на Землю-кормилицу».
Вондокурье.
Вондокурье упоминается в письменных источниках XV века. В грамоте 1423 года оно указано в числе владений великой княгини Марии Ярославны, жены Василия Васильевича Темного.
К XVI веку сложилась основная масса наших деревень. Дважды в этом веке проводилась сошная перепись населения Устюжской земли, но писцовые книги не сохранились. До нас дошли лишь разрозненные акты земельных отношений (купчие, меновые, челобитные), указывающие на заселение той или иной местности. Строгановы являются главными населителями пустынных земель на северо-востоке; при великом князе Василии Ивановиче внуки Луки Строганова (упоминается в XV столетии): (Стефан, Осип, Владимир) получили право населить пустынный участок в Устюжском уезде, в Вондокурской волости – грамота сия состоялая 9 апреля 7025 года (1517) дана на имя Степана, Осипа и Владимира Федоровых (Федор Лукич принял иночество с именем Феодосия и около 1493 года скончался), детей Лукиных.
В XVII веке наша местность входила в состав Устюжского уезда. Уезд делился на трети: Сухонская, Южная, Двинская. Всего было 34 волости и 9 станов. Двинская треть делилась на станы: Белослудский, Вондокурский, Кивокурский, Комарицкий нижнего конца, Ярокурский, Волости Двинской трети: Вотлажемская, Шемогодская, Дракованова Кулига, Лябнльская, Пермогорская, Сидорова Едома, Уфтюжская, Черевковская, Ягрышская. В царской жалованной грамоте именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1715 г.) от 7200 (1692) года Июля 25, вондокурь упоминается как крупное село во владениях Строгановых. На обороте грамоты написано: «Божиею милостию пресветлейшие и державнейшие великие государи и цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея великая малыя и белыя России самодержцы.»
Вондокурье, как крупный населенный пункт, обозначен на картах XVI-XVII в.в.
Основными промыслами того времени были скотоводство, земледелие, обработка древесины для нужд судостроения. Продукция судостроения поступала из волостей Вондокурской, Комарицкой, Уфтюжской. Пермогорской.
Наши предки, давшие жизнь новым поколениям, сохранившим Русь-матушку, не жалели средств на создание храмов. Блистал своей красотой величественной, силой немеркнущей Храм Святой Троицы в Вондокурье, построенный в роскошном пышном стиле русского барокко.
Клировые ведомости за 1889 год сообщают, что «Троицкая Вондокурская церковь в селе Вондокурском Устюжского уезда построена в 1795 г., в 1806 г., в 1871 г. Первоначально деревянная была построена иждивением Строгановых, но сгорела. Церковь каменная одноэтажная в одной связи с колокольней. Престолов три: в верхнем холодном храме во имя Живоначальной Троицы, освящен 15 сентября 1795 г., в теплом храме с южной стороны во имя Святого Николая Архиепископа Мирликийского, освящен 16 ноября 1871 г., вновь возобновлен в 1904 г., по окончании ремонта сводов и иконостаса, третий престол на северной стороне во имя Успения Божей Матери, освящен 9 декабря 1806 г., в 1873 г., возобновлены и 29 июля освящен.
Церкви принадлежат 12 деревянных лавок, которые сдаются в аренду. Приписаны две деревянные часовни: в д.Ядриха и в д.Шипицыно (постр.1881г.).
В приходе две церковно-приходские школы: Вондокурская, Шипицынская.
Деревни: с.Вондокурское, Новое Село, Бугино, Ногинская, Меглань, Нестерово, Межник, Словенское, Манылово, Борок, Усово, Пилатиково, Милославле, Ямшаниха, Гольшенино, Нарадцево, Данилово, Шаровская, Прислон, Студениха, Ядриха, Чудачиха, Костяшево, Матвейцево, Губино, Шипицыно, Мышкино, Горка, Устькурье.
В 1889 году 454 двора, 1530 мужского населения, 1599 женского населения.
Клировые ведомости 1889 г., д.7451, л. 491-500.
Холодная церковь построена в 1785 году, два теплых придела, которые построены: 1-й в 1806 г., 2-ой в 1871 г.
Часовню в Шипицыно проектировал архитектор Шильдкнехт в 1882г., разрешение получено в 1881 г.
Летопись велась.
В 1937 году церковь была репрессирована. Как рассказывает старейшая жительница деревни Мария Яковлевна Стрекаловская, что все варварски уничтожалось, что-то передавалось в церковь котласскую, подводами все куда-то увозилось; за сожженную икону в благодарность давалась красная косынка… Одна иконка с иконостаса спрятана была Марией Яковлевной, и занимает она свое место в красном углу дома много повидавшей на своем веку женщины, безмерно обрадованной вестью о возможности восстановления Храма. Журналист «Двинской Правды» Н.В. Шептяков 18 августа 2006 года под рубрикой «Возрождение Храма» обобщил материал об отношении населения к благостному начинанию на страницах газеты: «Первая же встреченная жительница, Валентина Прокопьевна Некрасова, безмерно рада переменам:
-Почистили люди вокруг храма и внутри. На Троицу молебен был, первый за десятки лет. Народу понаехало! Обнимались, целовались. Что тебе день деревни! Горжусь, что решили восстановить храм, приход. Да и в целом жизнь у нас тут не заглохла. Автобусы ходят. Семь минут и ты в городе! У меня тут на ближнем кладбище, в бывшей деревне Ямшанихе, родители схоронены да много вондокурских лежит. Вот мертвые порадовались бы переменам!».
Любимой для многих стала дорога по автомобильному мосту, прогулки по реке хороши… И свим покосившимся крестом благословляет каждого проходящего, презжающего, проплывающего, разрушенная церковь на берегу Двины-Матушки в д.Вондокурье. А какое успокоение душевное при нахождении возле этого Храма, какое желание острое, чтобы возродилось величие его прежнее. Получили мы благословение устное и письменное от владыки Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского, после этого при поддержке населения создали оргкомитет по восстановлениюХрама в следующем составе: Зубахин В.П.,Чаплинский Ю.А., Первушин Л.С., Баев Н.А., Семаков А.Л., Мезенцева Г.А., Данилова Л.М., Завадский Н.Н., Лиханова Г.И., Щекина Е.В., Виноградова Л.В., Михайлова Т.А., Ширшова Т.А., Чиркова Е.Л., Вьюхин Б.В., Палкин А.В., Захарчук А.А., Тищенко В.Н., Отец Николай, Мамедов А.А., Терехов В.П., Смирнов Ю.А., Заяц Ю.Н., Шептяков Н.В., Бирюкова В.П., Крамарев О.Ю.
3 февраля 2006 г. мы с коренным жителем д.Вондокурье Николаем Александровичем Баевым встретились с главой МО «Котласский район» Николаем Алексеевичем Нероновым, чтоб рассказать об этом деле благом, заручились его моральной и материальной поддержкой, договорились о следующей встрече. Увы, получилось, что на следующей встрече мы были крупицей в огромной процессии, провожающих в последний путь этого Человека.
И.о. главы МО «Котласский район» А.Л. Семаков способствовал открытию счета на восстановление Храма Святой Троицы в д.Вондокурье. Вновь избранная глава МО «Котласский район» Бральнина С.Н. также не безразлична к вопросу возрождения Храма, об этом свидетельствует проведенное расширенное совещание первым заместителем ее Солдатовым В.С. о выделении земли в собственность прихода.
«Так инициативная группа людей, жители деревни, предприниматели, депутаты и чиновники, журналисты и священнослужители объединились, чтобы организовать большую работу по восстановлению здания, воскрешению еще одного очага православных традиций… О былом величии Храма, которому более двухсот лет свидетельствуют великолепные росписи, сохранившиеся на обвалившейся местами штукатурке. Его строители предусмотрели все, чтобы их детище простояло века. Место, на котором возведена церковь, едва ли не единственное в деревне, которое не заливают вешние воды Северной Двины. Крепки фундаменты, держатся еще арочные своды, хотя дожди проливают Храм насквозь через разрушенные от древности покровы. Как нужна сегодня Храму поддержка не только его небесных покровителей – Святой Троицы, но и реставраторов и строителей, добрых и чистых душой прихожан, мудрых и щедрых попечителей, - писал Н. Завадский 5 мая 2006 г. в «Вечернем Котласе», - возродится, вознесется в небо сияющими куполами воскресший Храм, этот удивительный по архитектуре Храм, который станет визитной карточкой Котласского края, встречая въезжающих в город по автомобильному мосту».
Восстановление Троицкой церкви началось с уборки хлама, скопившегося за десятилетия, а 4 июня 2006 г. под сводами Храма как в давние времена собрались прихожане, чтобы выбрать приходской Совет.
Председателем выбрали Н. Баева, заместителем его А. Вохминцева, казначеем Е. Епимахову, секретарем Е. Щекину, председателем ревизионной комиссии В. Верховцева. «Это милость Божья, что мы находимся в этом некогда великолепном Храме, - сказал настоятель Святостефановской церкви протоиерей Николай. – Пусть его восстановление станет символом возрождения жизни в деревне»…
В День Святой Троицы 11 июня в 14 часов жители деревень, Котласа, гости пришли в Храм на молебен и обряд освящения березок. Красивый, непередаваемый праздник, подаренный отцом Николаем, протоиереем Свято-Стефановской церкви, прихожанам. Какая акустика! Какие голоса! Величественно! Сотни людей, первые пожертвования… И удивительная чистота в Храме: метрового слоя земли как не бывало, старинные плиты вспомнили торжественную былую чистоту… Было несколько субботников, приезжали люди с предприятий, из Вычегодского, Котласа. Много и добросовестно трудились учащиеся АПЛ № 43. Отец Николай организовал работу реставраторов Б.В. Лабудина и Г.А. Ляшенко, стоявших у истоков восстановления Котласской Свято-Стефановской церкви. Проведя тщательные обследования они дали заключение, что Храм реставрации подлежит. Представлена ими и локальная смета на сумму 1млн.400тыс. рублей… А денежки на счет поступают не так бойко, первыми внес сумму АПК района, затем ЛПУМГ из Приводино и делают свои вклады простые жители.
«В декабре 2006 года Храму Святой Троицы в Вондокурье – 200 лет» - это была тема совещания инициативной группы, где были подведены итоги работы группы за год, отмечены самые инициативные, коими явились Зубахин В.П., Крамарев О.Ю., Чаплинский Ю.А., Баев Н.А., Бирюкова В.П., Первушин Л.С., Виноградова Л.В., Епимахова Е.В., Щекина Е.В., Завадский Н.Н., Шептяков Н.В., Михайлова Т.А., Данилова Л.М., Чиркова Е.Л., Ширшова Т.А., Лиханова Г.И., Баева Н.Г., Раздобурдин Б.В., Биричев А., Некрасов Василий, Епимахов Николай и многие другие.
На юбилейное собрание приглашались все неравнодушные к истории Храма. В этот день в здании Северного бассейного управления пути было особенно уютно, празднично и торжественно. Пришли сюда неравнодушные люди – это Г.А. Королева, ее родители венчались в Вондокурской церкви, принесла она и свой вклад; Почетный гражданин Котласа, зам. Председателя городского Совета ветеранов, Нюхина В.А.; руководитель Совета ветеранов района Уханова В.Д. и многие-многие другие…Гостеприимно встречал всех Градислав Семенович Пахнев, создавший праздничную атмосферу.
Проведена определенная работа по началу восстановления Храма, т.е. создан приход, проведена уборка внутри и вокруг Храма, проведено обследование здания Храма, составлена проектно-сметная документация по реставрации, появились первые спонсоры, внесен материальный вклад жителями города и района. О проделанной работе ведется Щекиной Е.В., секретарем прихода, Бирюковой В.П. летопись в форме альбома, где фиксируется фото-материал, печатный СМИ; хранятся видеозаписи, сделанные И.Ю. Россомахиной, О.Ю. Чаплинской. А.А. Медведев, доцент, кандидат биологических наук (АГТУ), работает над созданием буклета «Возрождение Храма Святой Троицы в д.Вондокурье». С.А. Гладких, кандидат исторических наук, готовит подборку материала о Вондокурье, одном из старейших селений на Севере. В.П. Бирюковой подобран материал о церквях второго округа Устюгского уезда – результат многодневной работы в архиве города В.Устюга. Огромная благодарность результативности этой работы Зубахину Виктору Петровичу, начальнику ЛПУМГа; Крамареву Олегу Юрьевичу, начальнику УГ42/4, предоставившим транспорт, и директору МУ «Великоустюгский центральный архив» Коляновской Антонине Анатольевне за организацию работы труженников своего коллектива.
Помимо материального вклада принимаются и старые фото, материалы о Троицкой церкви, воспоминания старожилов.
«Символично, что дорога к Храму имеется. Она сделана еще при сильном здешнем совхозе. Итак, отсчет времени возрождения Храма в Вондокурье начался. Все теперь зависит от воли, усердия нас, северян,» - писал Н. Шептяков в статье «У храма появились покровители».
Заключением пусть явятся слова другого нашего журналиста Н.Завадского:
- Русь всегда славилась своей соборностью. Любое дело было по силам славянам, когда они объединялись. В истории тому немало доказательств. Как хотелось бы, чтобы и наши потомки увидели в возрождении Храма Святой Троицы в маленькой деревушке у ворот Котласа факт духовного единения котлашан, жителей города и деревни.
«Из истории народов мы знаем, что люди по временам забывали Бога и это приводило к разным бедствиям. Религия имеет громадное значение как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого народа». – Николай Васильевич Отроков «Должна ли церковь быть отделена от государства» изд. 1917 г. в Никольске.
Использованная литература:
1. Клировые ведомости церквей Великоустюгского уезда за 1889 г., 1913 г.
2. Газета «Двинская Правда» 2005г., 2006г., 2007г.
3. Газета «Вечерний Котлас» 2005г., 2006г., 2007г.
Другие материалы по Вондокурью:
Низовцев К. Россомахина И.Ю. Восстановим Храм, будет жить деревня!
Хрусталев А.Н. Страницы истории Вондокурья.
Шептяков Н.В. Купол над Вондокурской звонницей.
Бирюкова (Копосова) В.П. Фотоподборка о восстановлении храма в Вондокурье (ВКонтакте).
Вернуться на главную страницу.
©
Идея и дизайн - Барсуков АнатолийПри использовании материалов ссылка на сайт "Шипицыно" и авторов работ обязательна.