Впервые Комарица упоминается в
летописных документах, датируемых
серединой XVI века. В 1539 году Троице-Гледенский
монастырь получил от царя «список
несудной грамоты» на семь деревень в
Сольвычегодском и Устюжском уездах.
В числе этих деревень одна – деревня
Канза, находившаяся в XX веке на территории
Телеговского сельсовета. В документе
определены координаты деревни: «…на
речке Канза, волость Канза
Комарицкого стана…». Устюжские
волости тянулись вниз по Двине до
Верхней Тоймы (упоминается в
летописи в
1137 г
). По официальному административному
делению Комарицкий стан делился на
верхний и нижний (по течению реки
Северная Двина). В стан
входил целый ряд волостей.
Комарицкий стан нижнего конца
включал волости: Канза, Юрьев-Наволок,
Евда, Усть-Евда, Шеломя. До 1668 года
Комарица входила в состав Ростовской
епархии. После, по свидетельству
Устюжского летописца, была учреждена
Великоустюжская епархия. С 1682 года в
состав ее вошли Устюжский, Тотемский
и Сольвычегодский уезды, а через три
года и Яренский уезд.
По
переписи 1623-1626 годов в Комарице
насчитывалось 63 двора и упоминается,
что 23 принадлежали крестьянам, 5-
церкви и 11 монастырям. К исходу XVII столетия на Севере было около
170-180 монастырей и пустынь. В
устюжском уезде были Николо-Коряжемский,
Троицкий-Телеговский (упразднен в 1764
году), Симоно-Воломский, Христофорова
пустынь (упразднена в 1764 году).
Не осталась в
стороне Комарица от разорения и
разграбления в 1613 году польскими
бандами под предводительством пана
Якова Яцкого. Писцовые книги тех
времен пестрят записями пустошей, «что
были раньше деревни». Недвижимости
были сожжены, а движимые ценности –
разграблены.
Николаевская
церковь (1773-
1781 г.г.) в дер.Комарица построена на
высоком берегу Северной Двины на
месте деревянной Николаевской
церкви, которая из-за своей ветхости
была разобрана, и на месте старой
церкви решили строить каменную.
Причиной строительства каменного
храма стал пожар, уничтоживший в 1772
году приходскую деревянную
Афанасьевскую церковь постройки 1750
года. Благословение на строительство
нового храма дал Епископ
Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13
марта 1773 года.
Церковь
построена в стиле «тотемского
барокко». Все узоры на храмах
выкладывались одновременно с
кладкой, это не лепнина, как в обычном
барокко, и не накладные детали.
Ярчайшим памятником архитектуры
этого направления является
Храм
Входа Господня в Иерусалим в г.Тотьма Вологодской области.
Николаевский храм в Комарице
является наиболее ярким примером «тотемского
провинциального барокко» на
территории Котласского района
Архангельской области. Его строгие
формы, изящность, устремление ввысь
придают памятнику неповторимую
красоту, которая открывается каждому,
кто путешествует по Северной Двине,
по берегам которой, как жемчужины,
располагаются православные храмы.
В церкви 4 престола: в верхней (холодной)
церкви во имя Святителя Николая. В
нижней (теплой) – в честь Рождества
Пресвятой Богородицы ( освящены 4
марта 1783г.). В приделах: 1. Во имя
светлейшего Афанасия Патриарха
Александрийского. Освящен 4 февраля
1783 года. 2. Во
имя Св. Мученицы Параскевы. Освящен в
1876 году.
В Николаевском храме
Комарицкого прихода находилась
икона Святителя Николая. Для
поклонения ей заходили в храм почти
все, идущие по Двине.
С запада к
церкви примыкает колокольня,
построенная в начале XIX
века в стиле «классицизма»,
характеризуется массивностью и
громоздкостью форм.
Внутренняя
отделка теплого храма была выполнена
с помощью изразцов и лепнины
.
Деревня Комарица
располагалась на важнейшем в то
время торговом Сухоно-Двинском пути
из Москвы в единственный внешний
порт страны – Архангельск. Большой
причал, торговые застройки, шумные
ярмарки. Продавали во все концы хлеб,
мясо, лодки-шитики, обласа, дощатики и
насад для перевозки товаров по Двине.
Жизнь кипела. Все это кануло в веках.
Из когда-то крупного населенного
пункта Комарица превратилась в
небольшую деревушку с несколькими
покосившимися домами около церкви.
В 1854 году
церковь была причислена к четвертому
классу. Земли при церкви числилось 53
десятины. Часть церковной земли
отдавалась в аренду крестьянам. На
церковной земле располагалась
церковно-приходская школа. До ноября
1917 года Комарицкий Николаевский
приход объединял 54 близлежащие
деревни. По данным клировой
ведомости за 1909 год в них
насчитывалось 769 дворов с населением
4494 человек. С 1907 года
настоятелем Николаевской Комарицкой
церкви был Александр Витальевич
Вахрамеев, 13 августа 1880 года
рождения, сын священника.
В приходе
имелось 4 училища:
1. Высшее начальное с 1916 года.
2. Министерское двухклассное с 19
октября 1903 года.
3. Забелинское земское с 1 февраля 1877
года.
4. Вонгодское земское с 20 октября 1904
года.
В 1916 году
в училищах обучалось 178 мальчиков и 109
девочек.
В 1923 году приход закрыли.
До 1940 года в храме располагался
колхозный склад.
В Николаевской Комарицкой церкви вопреки старанию
вандалов сохранились прекрасные
фрески начала
XX века «Хождение
по водам», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление
слепорожденного», «Чудесный лов рыбы»,
«Сотворение храма», «Николай
Чудотворец», изображения местных
святых. К сожалению, неизвестны имена
мастеров, расписывавших храм, но
доподлинно известно, что выполнены
они профессиональными художниками
по эскизам В.М.Васнецова (1848-
1926 гг.), известного художника
монументалиста, создавшего ряд
всемирно известных полотен и расписывавшего в
свое время Киевский Владимирский
собор.
В 1969 году в
фонды Государственного Русского
музея была отправлена из Комарицкого
храма икона «Чудо архангела Михаила
в Хонах» - шедевр древнерусской
живописи XIV века.
Печальная
участь постигла Николаевскую
церковь после 1917 года, как впрочем,
и множество других православных
святынь. Разорение, опустошение,
осквернение, превращение одной части
храмов в руины, использование под
склады, ремонтные мастерские.
Варварски старались разрушить и
местную святыню; сжигали иконы,
церковную утварь и книги, сбрасывали
колокола, топорами срубали со стен
штукатурку вместе с прекрасной
росписью.
Лишь малую часть икон смогли
сохранить местные жители, украдкой
унося домой.
Ценность
Николаевской церкви в деревне
Комарица не только в выразительности
ее архитектуры, но и в том, что она
дошла до нас без существенных
изменений.
Некогда охраняемый
государством памятник архитектуры XVIII-XIX
века остался в настоящее время без
охраны на произвол судьбы. Природные
явления, человеческий фактор
продолжают разрушать остатки
древней культуры. Волны Северной
Двины в половодье
подмывают берег, на котором
стоит Николаевская церковь, со
временем осыпались местные
захоронения, людские останки
рассеялись по берегу. Придет
время, и мы не сможем наслаждаться
очередным памятником, построенным
для нас и наших потомков. От самой
прилегающей к церкви деревни
сейчас осталось всего несколько
домов, используемых в летнее время
дачниками, да и деревня в настоящее
время называется Гагарки.
Здешние окрестности являются
редким уголком русской природы, где в
гармоничной последовательности
сменяют друг друга хвойные и
смешанные леса, холмы, поля и
глубокие овраги со струящимися в низинке, зачастую безымянными
речушками. Главная притягательная
сила этих мест для горожанина – их
относительная незаселенность.
Деревни и села находятся на довольно
значительных расстояниях, и природа
довлеет над осознанной
деятельностью человека, делая
Комарицкий край своего рода
природным заповедником.
Текст
составлен по записям, любезно
предоставленным заместителем
председателя Котласской
краеведческой организации "Северное трехречье" Хрусталевым
А.Н., 2008 год
КОМАРИЦА. ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Дополнительные материалы
по Комарице:
Вместе возродим
православную святыню
Над Северной Двиной появился поклонный крест
Комарицкая Николаевская
церковь. Прошлое, настоящее и будущее
Видео по восстановлению Комарицы с YouTube
Комарица - раздолье
русское
Склеенное фото.
Священномученик Феодор Веселков и его потомки (об иноке Владимире)
-------------------------------------------
|