Т
У Р О В Е Ц
Трудно встретить человека,
побывавшего когда-нибудь в Туровце и
оставшегося равнодушным к красоте
этих живописных мест на левом берегу
Северной Двины в тридцати километрах
от города Котласа, среди прекрасного
соснового бора.
В
записях о Туровце в «Вологодских
Епархиальных Ведомостях» за 1889 год
(№23, стр.399, статья «О городках и
городищах») говорится: «…Еще далее
вниз по реке Северной Двине, на левой
стороне по течению, в Туровецком
приходе, построен был когда-то «Городок»
со стенами и башнями».
О
существовании городка упоминается в
дошедшей до настоящего времени
рукописи 1806 года – «Сказании об
иконе Богоматери на Туровецком
погосте», являющейся списком с
неизвестной летописи, охватывающей
период с 1532 по 1688 годы,
опубликованной в 1879 году (далее
Сказание). В этом Сказании говорится:
«Во времена и лета Великаго князя
Иоанна Васильевича Московскаго и
всея России, в лето 7040 (1532) егда были
на Двине неверные люди казанские,
именуемы черемиса, и по указу
Великаго князя и по приказу Устюга
Великаго Тиуна, на том Туровецком
погосте, на крутой прекрасной горе
построен был городок деревянной,
рубленой, в середине же поставлен был
однодневно храм во имя Богоявления
Господня. Стены и башни построены
были на уготовление брани от
безбожных».
Сколько
лет стоял этот храм, когда и как
разрушился, в Сказании не
упоминается. Согласно устному
преданию старожилов поселка
Шипицыно, этот первый храм Святого
Богоявления сгорел при нападении
черемисов от попавших в него стрел с
зажженной паклей.
Сам
«городок» был защищен чудесным
образом с помощью
Пресвятой Богородицы Одигитрии «Туровецкой».
Культ
иконы Богородицы Одигитрии на
Туровецком погосте складывается на
территории Устюжского края с XVI
века. В то время она была
известной святыней. Согласно
Сказанию, первой иконой была
чудотворная икона Богородицы
Одигитрии, для нее был однодневно
построен храм во имя Богоявления
Господня.
В
повествовании говорится, что во
времена царствования Иоанна
Васильевича Грозного произошло
первое чудо: защищение Туровецкого
погоста от племён черемисов,
приходивших из Казани. Они в заливе
реки Двины стояли и хотели разорить
место святое.
«Тогда
православный народ стал слезно
молиться Пресвятой Богородице и,
взяв чудотворную икону «Одигитрии»,
в надежде на ее помощь и
заступничество поднял ее на стену «городка».
Множество стрел обрушились на стены
и икону. Одна стрела попала в бровь
правого глаза чудотворного образа,
и произошло чудо: из глаза сухого
дерева образа Пресвятой Богоматери
выкатилась слеза. И новое чудо: сразу
же все нападавшие были ослеплены за
необычайное свое дерзновение.
Началось у них смятение, каждый стал
искать себе «вождя». Когда пришли в
себя, испытав христианское чудо,
стали просить прощения, обещали
впредь не нападать на чудотворное
место.
При
получении прощения Божией Матерью
они быстро отступили от Туровца.
Когда вернулись к себе на родину,
написали икону Пресвятой Богородицы
Одигитрии и прислали ее из Казани на
Туровец «в дар чюдотворному образу и
во свидетельство истинно бывшаго
чюдесе в память христианскому народу».
Чудотворная
икона «Одигитрии «Туровецкой» потом
много лет находилась в храме Успения
Божией Матери. «Множество явлений и
чудес тою иконою совершалось
христианам, приходящим из разных
мест с различными скорбями, которые
происходили в наказание от Великаго
Бога. Проявлением Пресвятой
Богоматери приходившие верующие
получали исцеление».
В
Сказании говорится: «…поставлен
храм Пресвятыя Богородицы честнаго и
славнаго Ея Успения», где будет
находиться чудотворная
икона. Возможно, что этот храм
построили в честь особого почитания
иконы Туровецкой Божией Матери после
чудесной защиты «городка» или в
связи с тем, что храм Богоявления
действительно сгорел.
Далее
сообщается о пожаре в храме Успения:
«… грех ради наше во 153 (1645) году и
своим небрежением та церковь згорела
со всеми со иконами и книгами и
чюдотворная икона, о ней Бог весть, и
написанныя чюдеса – все згорело при
священнике Димитрие. Служил он во
храме Пресвятыя Богородицы 45 лет».
Затем
сообщается, что «…на том погорелом
месте основан храм 21 мая 154 (1646) года
во имя Пресвятыя Богородицы честнаго
и славнаго Ея Успения, прилежанием же
и радением соливычегоцкой именитого
рода Матроны Ивановны и сына ея
Феодора Петровича Строгановых».
Значит,
это был второй храм в честь Успения
Божией Матери, который впоследствии
тоже сгорел: «Во 194 (1686) году генваря
на 6 число згорел храм со всем и ничто
не вынесено – и вскоре построен храм
и образ написан». Следовательно, речь
идет о третьем храме Успения Божией
Матери.
Кроме
храма Богоявления и трех храмов
Успения Божией Матери в Сказании при
описании пожара в 1645 году
упоминается о наличии еще одного
храма – храма святителя Николая
Чудотворца.
Дальше
почти 100 лет (с 1686 по 1780 годы) о Туровце
ничего не известно. Следующим
источником информации о храмах и
иконах является Клировая ведомость
Устюжского уезда 1890 года (Клировая
ведомость по Туровецкой
Богоявленской церкви. Фонд 496 опись 1
дело 16198). Там говорится: «Церквей две:
одна деревянная, холодная, построена
и освящена в 1780 году, а другая,
каменная, теплая, построена и
освящена в 1815 году. На обоих церквах
по одной главе, а при каменной –
каменная же колокольня в связи с
церковью; обе церкви – одноэтажные,
без всяких внутренних
и внешних особенностей… В холодной
деревянной церкви престолов два:
первый – во имя Богоявления Господня,
второй – во имя Николая Мир
Ликийских Чудотворца, в теплой
каменной – во имя Успения Божией
Матери».
О
судьбе этих двух храмов есть еще одна
запись в архивных документах (Великоустюжский
центральный архив, фонд 364 дело 8269 от
1916 года): «Обе
церкви одноэтажные. Каменная теплая
церковь крепкая. Деревянная же
церковь от давнего ее существования
имела значительные наклонности в
южную сторону, но в 1908 году
выправлена – под основание подведен
каменный фундамент и положена
железная крыша. В 1912 году церковь эта
с наружной стороны
обита тесом и окрашена белилами,
а внутри украшены стены живописью…
При церкви изба просфорни и изба для
церковных сторожей. При церкви одна
часовня находится на месте
первоначального основания церкви,
именуемом «Городок». Копии
метрических книг хранятся с 1780 года».
В
храме в честь Богоявления Господня и
Николая Чудотворца, построенном в 1780
году, службы велись почти до 1960 года,
затем в период гонений она была
закрыта почти на 30 лет. Только после
празднования 1000-летия крещения Руси
было дано разрешение открыть церковь,
и был сделан ремонт: перестроена
входная лестница, покрашено внутри и
снаружи (1988-1989 годы). Такой
вид она имеет сейчас.
На
месте самой первой церкви в «городке»,
где, по преданию, произошло
явление иконы с образом Пресвятой
Богородицы Одигитрии, была построена деревянная часовня.
Людская молва гласит, что по преданию
Пресвятая Богородица явилась
крестьянину. Шла она с востока,
перешла речку, поднялась на угор,
отдохнула, затем поднялась на лесной
холм, обошла холм поверху и на дереве
оставила свой иконописный образ.
Много столетий находилась
часовня на том
месте, возможно периодически
обновляясь. В 60-х годах прошлого
столетия она была небольшой с входом
с западной стороны. Внутри она была
темной, скромной, без потолка,
росписи на стенах не было, на полках
стояли иконы, там же были железные
чаши, куда прихожане могли положить
монеты. Много людей ходило в
часовенку, что в пору воинствующего
атеизма не нравилось существующей
власти, поэтому по приказу
председателя Шипицынского
поселкового совета в одну из
ночей 1970 года часовню распилили,
сбросили вниз по горе. Результатов
это не дало. Как ходили верующие на то
святое место, так и продолжали ходить.
Спустя 26 лет Туровецкий
протоиерей отец Василий Яворский
организовал строительство новой
часовни. 26 октября 1996 года расчистили
площадку, заложили первый камень.
Много добровольцев участвовало в
этом благородном деле: взрослые и
даже подростки выполняли посильную
работу. Часовню строили
всем миром. 1
августа 1997 года было
проведено богослужение и освящение
часовни. С тех пор там совершаются
праздничные молебны, но и в другое
время любой верующий может зайти в
часовенку, помолиться, побыть
наедине с собой и Господом, так как
двери ее всегда открыты для прихожан.
Туровецкие храмы размещены в
исключительно живописном месте на
высоком холме. Справа – крутой склон
к Туровецкому озеру и заливному
двинскому лугу. За алтарями внизу
среди этого склона есть маленький
источник воды. Родничок течет как раз
из-под церкви. Вода в источнике, как
и
вся Туровецкая земля, была освящена,
по преданию, явлением Божией Матери.
Верующие набирают святую воду в
принесенную из дома посуду, уносят с
собой, и многие получают по святой
вере исцеления или облегчение
болезней. Не только в праздничные дни
это происходит, но и в будни
приезжают верующие за водой: кто для
себя, кто для больных близких людей.
На
речке Туровихе, через которую, по
преданию, во время явления прошла
Пречистая, установлены две купальни,
чтобы желающие свободно могли
спуститься, набрать святой водицы,
искупаться, получить заряд бодрости
и здоровья по вере своей. Подъем на
угор от речки очень крутой, глинистый,
поэтому для удобства старых
и больных людей во время
благотворительной акции «Дорога к
храму» в 2003 году сделана хорошая
новая лестница с перилами.
Необходимо
отметить, что возрождение прихода
после советских времен атеизма
неразрывно связано с именем
протоиерея отца Василия (Василий
Федорович Яворский), который служил
на Туровце с 1979 по 2005 год. Здесь же и
похоронен. За период его службы были
отремонтированы оба храма,
восстановлена часовня, обустроены
Богоявленное место, купальни, Святой
источник.
По материалам книги
Веры Мелентьевой "Туровец. Святая
Русь. Святое место...", г.Котлас, 2007
год
Другие материалы по
Туровцу:
- Фотогалерея
- Туровецкая Конная 2012,
фото в Новостях
-
Видео с Туровецкой Конной 2012 на YouTube
1
2
3
4
5
6
7
- Владыка Василий
услышал мольбу прихожан
------------------------------------------- |